0
3

Образ «Я»

«Не хлебом единым жив человек». Поэтому неудиви­тельно, что даже угроза человеческому достоинству, не говоря уж о прямых его оскорблениях, вызывает острейшую душевную боль. Один из ее ликов и есть то самое чувство обиды, которое иной раз сжигает сильнее огня и гложет сильнее голода. В принципе эта боль — нормаль­ная реакция, сигнал тревоги, «вызов» жизни, потенциаль­ная «точка роста».

Вся проблема заключается в соразмерности события и эмоционального отклика, в предотвращении неадекватной чувствительности, в способности конструктивно реагиро­вать на задевающие нас «противоречия жизни» — тогда и «несчастья оборачиваются благом».

Важно заранее понять, какие препятствия ждут нас на пути к этому «благу». Конструктивное преодоление требует усилий воли и разума, мужества, готовности перенести боль от осознания реальности, в то время как психика человека, автоматически, бессознательно защищаясь от боли, ищет пути восстановления нарушенного самоуважения и целостности образа «Я». И когда это восстановление оказывается трудным (или подчас — невозможным) за счет изменения реальности, моментально возника­ет бессознательные защитные «уловки». Психологическая защита может предотвратить снижение самооценки образа «Я». Именно это происходит, например, в следующей ситуации.

Услышав о себе что-либо неприятное, мы сразу же ис­пытываем неприязнь к говорящему и резко меняем свое отношение к нему — чтобы его замечание обесценилось и в результате не вызывало ни обиды, ни огорчения. Потому-то мы так критичны к тем, кто высказывает не­доброжелательность по отношению к нам, кто нас не лю­бит, и так снисходительны к тем, кто хорошо к нам отно­сится. Потому-то мы часто торопимся осудить обидчи­ка — вместо того, чтобы разобраться, что же произошло, что было сказано на самом деле.

Комментировать от
или
еще рекомендуем