1
107

Фата, бутоньерки и еще 6 свадебных аксессуаров

Египетские традиции

25 января 1858 года «Свадебный марш» Феликса Мендельсона-Бертольди впервые прозвучал на свадебной церемонии английской принцессы Виктория Адельгейд и кронпринца Пруссии Фридриха Вильгельма IV. С этого дня марш Мендельсона стал самым популярным свадебным маршем, без которого не обходится ни одна свадебная церемония.

В этот день мы расскажем о истории возникновения других обязательных атрибутов и традиций свадебной церемонии, без которых, как и без «Свадебного марша», невозможно представить ни одну свадьбу.

«Свадебный марш» Мендельсона
Всемирно признанный «Свадебный марш» Феликса Мендельсона-Бертольди был написан в 1843 году для спектакля Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» и большой известности тогда не получил. Но через пятнадцать лет произошло событие, которое стало для этого сочинения судьбоносным. Английская принцесса Виктория Адельгейд при подготовке к своему бракосочетанию с кронпринцем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV очень серьезно отнеслась к выбору музыкального сопровождения. С этого дня марш Мендельсона стал самым популярным свадебным маршем.

Обручальные кольца
Обручальные кольца, являются символом вечной любви и имеют древнейшее происхождение. Обручальные кольца это непременный атрибут свадебного торжества и сегодня.
Использование колец в свадебном ритуале: обмен и ношение, первыми применили египтяне. В египетских иероглифах-картинках круг означает вечность, что и было перенесено на кольца и сделало их обручальными.
Именно египтяне делали кольца из золота и обменивались ими при заключении брака. Египтяне делали круглое кольцо из полоски золота, что символизируют вечную верность и любовь. Они надевали кольцо на средний палец левой руки. Считалось, что именно через этот палец проходит вена, которая ведет прямо к сердцу.
Египтяне твердо верили, что если кольцо надеть на средний палец левой руки, то можно на всю жизнь удержать любовь в сердцах друг друга. Эта традиция у восточных народов сохраняется и сейчас. В странах Европы и у нас обручальное кольцо носят на безымянном пальце правой руки.
Во времена Средневековья, перед тем, как скрепить союз, жених надевал обручальное кольцо по очереди на три пальца невесты, произнося: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». Нужно заметить, что кольцо для свадебной церемонии не используются для обручения, - это разные аксессуары.

Фата
Главный элемент в свадебном наряде невесты – фата. В древности фата была не простым украшением, а неким оберегом от недобрых глаз. История появления этого символы чистоты уходит корнями к временам брачных церемоний древних римлян.
Невеста, чистая, как ангел, считалась наиболее уязвимой для всевозможных злодеяний и порчи. Римляне верили, что злые духи способны из зависти к счастью новобрачных навлечь на них несчастья, поэтому старались спрятать невесту от недобрых глаз, закрывая ее лицо фатой.
Крестовые походы принесли традицию надевать фату и в Европу. В ранних еврейских обрядах невеста преподносилась жениху с ног до головы укутанная в белоснежное покрывало, которое не снималось до конца церемонии. В 11–12 веках еврейки, гречанки и римлянки украшали свои прекрасные головки вуалями всевозможных цветов, расшитыми золотыми и серебряными нитями. Кстати, у евреев невеста преподносилась жениху с ног до головы укутанная в белоснежное покрывало, которое не снималось до конца церемонии. В 15-м веке в Европе стало модным надевать на свадьбу остроконечные шляпы, с длинной вуалью до пят, которая весьма походила на фату. До сих пор европейцы традиционно украшают голову невесты белой фатой из тюльмарина, кружева или фатина.
Самая первая фата в истории человечества была соткана из плотной, непрозрачной материи, которая полностью скрывала лицо невесты не только от посторонних глаз, но и от влюбленных глаз будущего мужа. Позже фату стали шить из прозрачного шелка, кружев и нейлона. Такое решение было компромиссным – с одной стороны эти воздушные ткани продолжали оберегать невесту, в другой – не прятали ее красоты.

Платье
Начнем с того, без чего не может быть ни одной свадебной церемонии. Это обязательный наряд невесты, или свадебное платье.
Вообще, говоря, термин «свадебное платье», несколько неточен, поскольку имел место быть только, только в совдеповской терминологии, где под запретом было понятие «венчание», то есть скрепление брачных уз церковным обрядом. Получается, что если говорить об истории наряда невесты, то логичнее употреблять словосочетание «подвенечное платье».
Главное условие, дошедшее до нас со времен готического средневековья, - подвенечное платье на свадьбе одевалось в первый раз, оно подготавливалось именно для свадебной церемонии. Платье было частью приданого невесты, наравне, с довольно большим количеством добра, для поддержания быта новой семьи.
Приданое – обязательное условие заключения брака. В эпоху Средневековья, как это ни странно для нас звучит, браки заключались исключительно по расчету, условия жестко оговаривались в брачном контракте. В нем перечислялось количество предметов быта, постельного белья, платьев повседневных и праздничных (в их числе подвенечное), посуда украшения, мебель и т.п. Лепта мужа выражалась в обеспечении крыши для новой ячейки общества.
Хотелось бы сначала разобраться в том, почему самым излюбленным цветом свадебного платья сегодня считается белый. Не все знают, что он не является традиционным, а совсем наоборот. Издавна было принято выходить замуж в платье красного, черного либо другого цвета, но никак не в белом, так как тогда он считался цветом траура.
Если верить истории белого свадебного платья, то мода на него была введена после того, как в 1615 году Анна Австрийская надела на свою свадьбу ослепительно белое и невероятно легкое атласное платье, чем поразила всех придворных дам, которые привыкли к тяжелым нарядам из парчи, серебристым и золотым платьям.
Примеру Анны Австрийской последовала королева Виктория, а затем и императрица Екатерина II. В результате уже к середине XVIII века в Европе и России стали модными белые свадебные платья из атласа, украшенные лентами и кружевом.

Подвязка
Традиция ношения подвязок невестами, ее снятия и бросания в конце свадебного вечера, своими корнями уходит в далекое прошлое, узнать о котором достаточно интересно. Несколько веков назад, даже более чем в дни сегодняшние, особое внимание уделялось таким предметам наряда невесты, как чулки, подвязка и туфли. Они имели символичное значение: чулки и туфли символизировали долгую и счастливую семейную жизнь, удачу в делах, подвязка – плодовитость, исполнение желаний молодых.
Первая подвязка была «снята» и «брошена» в 1348 году на балу в Кале. Бал организовывался в честь победы и захвата города. Король Эдуард III был страстно влюблен в графиню Солсбери. Танцую с ней в этот вечер, он заметил, что ее великолепная подвязка соскользнула на пол. Дабы спасти даму неприятной ситуации, он демонстративно поднял интимный предмет одежды и повязал подвязку вокруг своего колена, после чего твердо произнес известную для многих сегодня фразу: «Позор тому, кто дурно об этом подумает».
Интересным является продолжение этой истории. Фраза короля в дальнейшем стала лозунгом старейшего Ордена Подвязки, в состав которого входили 24 рыцаря. Распознать рыцарей было совсем несложно благодаря бархатной повязке голубого цвета, которой было перевязано их левое колено. Повязка являлась символичным атрибутом, напоминая про акт благородных поступков мужчин по отношению к даме сердца.
Еще одна традиция со снятием и бросанием подвязки невесты появилась в XIV веке. Она была связана, опять-таки, с символикой. В те времена полагали, что одежда невесты и жениха приносит удачу и, главное, любовь, поэтому каждый из гостей пытался заполучить часть туалета молодых. Безусловно, женихам и невестам не хотелось оставаться голышом в конце вечера, в связи с чем и было принято бросать счастливый лоскуток, а именно, подвязку невесты, по окончанию праздника. С целью избегания краж подвязки, родилась и традиция ее снятия женихом.
Интересный обычай, связанный со снятием подвязки существовал в XIX веке. По окончанию свадебной церемонии, все юноши устраивали соревнование: кто первый добежит от церкви до дома, где жила невеста, получает законное право снять подвязку с ее прелестной ножки и повязать ее на колено своей дамы сердца. Считалось что она, словно амулет, будет оберегать семью от неверности.
Сегодня свадебная подвязка также символизирует удачу, плодовитость и счастье. Новоиспеченный супруг романтично снимает ее под выбранную молодыми музыку, и кидает ее своим неженатым друзьям. Считается, что парень, поймавший заветную подвязку, в скором будущем обретет вторую половинку.

Бутоньерки
Термин «бутоньерка» берет свое начало от французского слова «boutonnière», что значит «цветок в петлице». На данный момент бутоньерка стала отличительным аксессуаром для мужского свадебного костюма и по виду представляет собой или один, или реже несколько цветков (или же бутонов), закрепленных в петлице.
Начало традиции использования бутоньерок было положено еще в Древней Греции. Уже в те далекие времена мужчины часто на церемонии бракосочетания прикрепляли маленький букетик из цветов и трав к своей праздничной одежде. Тогда это делалось лишь для того, чтобы защититься от злых духов, именно поэтому бутоньерка жениха прикреплялась как можно ближе к сердцу. Таким образом, изначально, бутоньерка для жениха была не только лишь простым украшением, но и поистине «защитной мерой» – ведь, по поверью, злые духи легко могли отвратить его сердце от любимой невесты. В самой Европе подобная традиция украшения одежды небольшим цветочным букетиком получила распространение только лишь в Средние века. В те времена благородные рыцари в знак своей бескрайней любви и преданности по отношению к даме сердца носили цветы на своей груди – и, соответственно, так они поступали уже не только лишь на свадьбе. Выражалось это следующим образом: снимая свою броню, они прикалывали такой букетик к одежде максимально близко к сердцу. А в смутные времена французской революции такая бутоньерка стала особым символом бесстрашия: ведь дворяне, бесстрашно поднимавшиеся на эшафот для казни, перед этим вдевали в свою петлицу красную гвоздику – поэтому именно она символизировала бесстрашие. В начале девятнадцатого века бутоньерки носились английскими денди: такие букетики или цветы в петлице стали их настоящим опознавательным знаком. Позже представители рабочего движения – то есть участники демонстраций – носили в петлице красную гвоздику, когда те времена под запретом были даже красные флаги – то есть с сороковых годов девятнадцатого века.
В современном мире бутоньерки отнюдь не распространены в повседневной жизни и являются только лишь поистине праздничным аксессуаром. То есть это своего рода отличительный знак торжественного события.
Для жениха бутоньерка – это часть традиции, которая складывалась веками среди многих поколений людей. Существует даже некое правило, согласно которому невеста должна выбрать бутоньерку для жениха, и, в свою очередь, он должен выбрать подходящий букет для невесты. Однако это правило в корне неверно: ведь о поистине правильной и красивой бутоньерке лучше всего подумать именно флористу. А еще лучше, чтобы флорист занялся подготовкой одновременно как бутоньерки, так и букета невесты. Ведь форма и состав этого маленького украшения жениха напрямую зависят от того, какие цветы используются я в букете невесты и, конечно же, от самой свадебной темы в целом. Есть, конечно же, и общие правила: заколочку или булавку, при помощи которой бутоньерка затем будет прикрепляться к праздничному пиджаку, никак не должно быть видно со стороны. Ну а для самого оформления бутоньерки можно использовать абсолютно любой декор: то есть, вполне может быть использована и декоративная проволока, и атласные ленточки, и перья – это, пожалуй, единственный случай, когда на мужчине такой набор материалов буде смотреться гармонично.

Торт
Несколько ярусов разного диаметра, белый крем, изысканные украшения и венчающие торт фигурки жениха и невесты. Но свадебный торт не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. Традиция свадебного ритуала, связанного с разрезанием торта женихом и невестой, насчитывает более пяти тысяч лет. Свое начало она берет в древнем поверье, что дружба скрепляется преломлением хлеба. Именно хлеб был прапрапрадедом современного свадебного торта.
В ранние времена становления Римской империи свадебный хлеб пекли из ячменной или пшеничной муки, а ломали его прямо над головой невесты. Это делал жених, раздавая кусочки хлеба гостям, символично делясь с ними своим счастьем и удачей, а крошки, которые оставались на голове невесты, жених собирал, съедал сам и делился с любимой. Смысл этой традиции заключался в подчинении молодой жены мужу. Похожая традиция существовала и в Шотландии, только там хлеб пекли из овсяной муки. Упоминания о ней встречались вплоть до 19-го века. В Северной Шотландии подруги невесты облегчали этот обычай тем, что клали на голову новобрачной салфетку, а на нее ставили корзину, в которой и находился овсяный хлеб. Как правило, такой хлеб больше походил на тонкую лепешку, чем на тот же хлеб, и уж тем более торт. Но по-настоящему шокирующим выглядел обряд, предшествовавший традиции преломления хлеба над головой невесты. Примерно в 100 году до нашей эры гости-римляне бросали в невесту приготовленные лепешки! Когда же был достигнут компромисс, и хлеб стали просто надламывать, появился новый символ свадебной традиции - крошки от хлеба или «confarreatio», что буквально означает «съедая вместе». Позже confarreatio превратились в конфетти, которое до сих пор бросают в жениха и невесту на свадьбах по всему миру.
Свадебный хлеб в том или ином виде существовал практически во всех культурах мира. Например, в Древнем Китае семья жениха посылала невесте четыре хлебных пирога, их нужно было подбросить вверх и поймать в простыню, которую держали над головой. При подбрасывании каждого из пирогов невеста цитировала стихи о замужестве, отмечая таким образом свой уход из родительского дома к мужу.

Свадебный кортеж
В Европе шикарные и пышные кортежи из десятков карет ввели в моду королевские династии, которые посещали своих вассалов всем двором. Для перевозки свиты, слуг и вещей монархам требовался внушительный кортеж из карет. Августейшим особам стремились подражать все их подданные, поэтому в свадебные дни обеспеченные знатные французы могли позволить себе бесконечные кортежи, символизирующие могучие семейные узы, фамильное благосостояние и достаток. Целостность свадебного кортежа тщательно оберегалась, ведь это символизировало объединение двух семей.
В России свадебный кортеж назывался свадебным поездом, и нес в себе другую смысловую нагрузку. Свадебный поезд составлялся из повозок, на которых сваты добирались до дома невесты, потом к дому жениха со всем приданным. Во время переездов следовали древнему ритуалу и выбирали самый длинный путь от одного дома к другому. Раньше верили, что это поможет запутать нечистую силу. Также на свадебные торжества обязательно приглашали местного колдуна, иначе он мог бы превратить весь кортеж в волков. Для счастливой жизни молодых и отвода козней недоброжелателей вдоль всего пути кортежа выстраивали преграды. Для их преодоления надо было заплатить выкуп, эта традиция, немного видоизмененная сохранилась до сих пор. На обратном пути вдоль дороги разжигали костры для оберега новобрачных.

Бонбоньерка
Термин "бонбоньерка" происходит от французского bon bon (конфета). История повествует, что уже в древнем Риме, на празднованиях свадеб, гостям дарили миндаль и засушенные фрукты – как символ плодородия и процветания, но сами бонбоньерки появились относительно недавно: начиная с XV века, - как ценный дар приглашенным - когда их начали составлять из дорогостоящих материалов, таких как золото, серебро, хрусталь, сахар (именно сахар в то время был доступен немногим, так как привозился из Америки и Индии). Чаще всего именно по подаренным бонбоньеркам светская молва оценивала красоту и изысканность той или иной свадьбы.
Начиная с 1400 года хорошим тоном на званых ужинах у знати было ставить на столах чаши, наполненные конфетами.
В Италии производство конфет для бонбоньерок началось в Сульмоне в XV веке. С XVII века в Италии устанавливается традиция дарить бонбоньерки как символ праздника. При изготовлении элементов подарка использовались такие материалы, как слоновая кость, жемчуг, фарфор. В XVIII веке - эпохе индустриального производства - бонбоньерка становится объектом менее дорогим и, таким образом, доступным многим.
Почему именно глазированный миндаль принято класть внутрь бонбоньерок?
Миндаль имеет горьковатый вкус, но, покрытый глазурью, приобретает еще и сладость – все вместе это символизирует сладостно-горькую природу брака. Во многих странах принято считать, что именно миндаль приносит удачу, любовь и счастье, является своего рода божественным одобрением на свадьбах, крестинах и религиозных церемониях. Для новобрачных же миндаль является символом жизненного изобилия и достатка. Число миндалин, которые кладут внутрь бонбоньерок, должно быть нечетным. Три миндаля символизируют невесту, жениха и их будущего ребенка, а пять – счастье, здоровье, богатство, изобилие и долгую жизнь.
К примеру, в современной Греции молодожены также преподносят гостям миндаль в память о древнем греческом мифе, о любви Демофона и Филлис. Девушка очень долго ждала своего жениха уехавшего в Афины на похороны отца, и, не дождавшись, покончила с собой. Боги превратили несчастную невесту в дерево миндаля. Когда ее возлюбленный вернулся, в отчаянии он совершил у миндаля жертвоприношение, после чего дерево пышно расцвело. Так миндаль стал символом вечной любви, над которой не властно время.

Комментировать от
или
  • Вот это история!!! Спасибо, я о многом даже не догадывалась, когда замуж буду выходить, то обязательно постараюсь все соблюсти. 

    еще рекомендуем