Как менялись ювелирное искусство и ювелирные украшения
9
9

Как менялись ювелирное искусство и ювелирные украшения

Древний Египет

Изготовление ювелирных изделий – одно из древнейших ремесел в истории. Еще с древних времен золотые и серебряные ювелирные украшения с драгоценными камнями свидетельствовали о богатстве и власти господствующих классов. Изначально драгоценности были не такими уж и драгоценными, хотя для первых людей они имели огромную ценность: для их изготовления использовались раковины моллюсков, зубы животных и другие предметы, которые можно было хоть как-то приспособить под украшения.

Вряд ли можно утверждать, что ювелирное искусство зародилось именно в те времена, поскольку исходные материалы не поддавались никакой ювелирной обработке. Однако стремление украсить себя и выделиться среди других первобытных людей уже достаточно явно прослеживалось. Именно это и привело в дальнейшем к возникновению огромного количества различных драгоценных украшений.

Ювелирные изделия пользовались спросом еще во времена расцвета Египетской империи в 3 тыс. до н.э. В основном – это было золото, которое так любили представители высших сословий. Но все же золото оставалось достаточно редким металлом, его клали в могилы, чтобы умершие могли пользоваться им в другой жизни. Поэтому так много золотых украшений археологи находят именно в местах захоронений древних людей.

Что же изготавливали из золота древнеегипетские мастера? Браслеты, ожерелья, кулоны, браслеты на предплечье, диадемы и серьги, украшения для волос и нагрудные украшения – все это носили на себе древние модники. Египетские ювелирные украшения чаще всего выполнялись в виде божеств, которым поклонялись египтяне. Самым распространенным изделием был скарабей. Не меньше, чем золото, ценилось и серебро.

Отношение к древним ювелирным ценностям было совсем не таким, как сегодня. Древние верили, что драгоценности несут в себе определенный магический смысл, защищают владельцев от злых чар, берегут от бед и даже предотвращают болезни и физическую боль. Частично это отношение сохранилось до сих пор.

Искусно выполненные ожерелья и серьги были найдены и на территории Древней Греции. Уже к 300 веку до н.э. греки умели изготавливать разноцветные ювелирные украшения с применением изумрудов, аметистов и жемчуга.

Также древние греки делали настоящие шедевры из золота. Например, бусы изготавливались из двух золотых пластин, между которыми засыпали белоснежный песок.
Итальянские этруски в 8 веке до н.э. начали изготавливать гранулированные золотые украшения. Это были пряжки, серьги, браслеты, застежки и ожерелья. Также в то время началось производство колонов с полостями, в которые заливали парфюмы. И по сей день итальянцы славятся изготовлением высококачественных и стильных ювелирных украшений.

Средние века известных появлением драгоценностей необычайной красоты. О ювелирном искусстве того времени написано много книг и снято достаточно фильмов. Ювелирные изделия того времени были далеко не миниатюрными, имели лаконичную форму и украшались по-настоящему огромными драгоценными камнями. Мода на ювелирные украшения того времени была тесно связана с четким делением общества на иерархии. Аристократия носила золотые и серебряные украшения с драгоценными камнями. Люди же попроще довольствовались украшениями из свинца и меди.
Вплоть до 15 века драгоценные камни не ограняли. Они только полировались, поэтому естественная форма камней при обработке не изменялась. Стоимость камней напрямую зависела от их цвета, размера и блеска. Также, как и в Древнем Египте, украшениям придавали магический смысл и наносили на них различные надписи мистического характера для защиты.

Позже в эпоху Возрождения украшения стали принимать все более замысловатые формы – сказывалась популярность стиля барокко. Когда же на смену ему пришел утонченный рококо, украшениям начали придавать изысканные нежные формы. В то же время уменьшался и размер украшений, они становились все миниатюрнее. Развитие техники огранки позволило ювелирам создавать более совершенные камни, а их клиентам – наслаждаться более блестящими украшениями.

Возродившийся интерес к культуре античности нашел отражения и в работах мастеров-ювелиров. В это время становятся популярны мифологические сюжеты и персонажи, а также ювелирные украшения с портретами близких людей. Также ювелиры освоили новую для себя технику гравировки.

В 17 веке благодаря развитию торговли драгоценности стали более доступными. В то время в моде были крупные украшения с большим количеством жемчужин и камней, которые прикалывались или даже пришивались к платьям.

18 век известен практически совершенной обработкой камней. Именно в то время ювелирные украшения с драгоценными камнями стали наиболее популярны. Камнями инкрустировали серебро, которое еще больше подчеркивало их естественных цвет, большие экземпляры использовали для создания колец, ожерелий и диадем, маленькими камнями расшивали платья. Но стремление угнаться за модой сыграло злую шутку с самими модниками – многие шедевры того времени не сохранились лишь по той причине, что их часто переделывали во все более актуальные модели.

В 19 веке под влиянием свежих археологических открытий мастера-ювелиры пытались воссоздать античные техники, создавая украшения, имитирующие творения античных ювелиров. В моду вошли натуралистичные украшения с цветами и фруктами, максимально похожими на настоящие. В отличие от более ранних периодов, в 19 веке роскошные ювелирные украшения высокого уровня сложности стали атрибутом исключительно женского гардероба.

Если говорить об отечественных ювелирных украшениях, то они были не менее достойными, чем украшения именитых иностранных мастеров того времени. В Древней Руси широко применяли оправы для камней из золота и серебра. Сами же драгоценные камни считались символом верховной власти, поэтому ими инкрустировались все ее символы: корона, скипетр, жезл и держава.

Модерн, который зародился еще в 19 веке, в 20 вызвал настоящую революцию в ювелирном искусстве. Изделия того времени уже ничем не напоминали цветочно-фруктовые композиции. Теперь это были сложные витиеватые украшения с более или менее скрытыми намеками на темы эротики и смерти.

Четкость линий и геометричность рисунков ювелирных украшений 20 века обязаны развитию машин и техники. Теперь ювелирным делом занимаются художники и дизайнеры, которые ранее были задействованы в других областях искусства.
С 60-х годов ювелирное искусство буквально потеряло свои границы. Независимые ювелиры, изучавшие искусство в университетах, внесли в эту сферу свои радикальные идеи. Сегодня не существует никаких традиций и мод – создание ювелирного украшения зависит только от фантазии и способностей конкретного мастера.

Комментировать от
или
еще рекомендуем