0
11

Йога

Йога фото 1

По определению философского энциклопедического словаря, йога одно из шести основных ортодоксных (брахманских) направлении индийской мысли, в йоге целый комплекс приемов для достижения особого духовного состояния (слово «йога» означает связь соединение, осознание двух в одном, участие, порядок, глубокое размышление, созерцание).

Любопытно, что среди множества значений слова «йога» есть и такие, как «напряжение» и «натяжение» и есть те же, что у слова «стресс» в английском языке.

Создателем так называемой классической йоги, автором первого и наиболее авторитетного руководства по Философии «йоги — йоги-сутры», или «Патанджали-суты» — является Патанджали (II в. до н. э.). Он был вра­чом и стремился использовать практику и философию йоги для лечения, рассматривал йогу как путь к устране­нию страдания и факторов, его вызывающих.

По Патан­джали, йога — это «систематические усилия, употребляе­мые для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы — физическими и психическими».

Д. Неру характеризовал йогу как «экспериментальную систему влияния на физическую основу человека и разви­тия, таким образом, некоторых восприятий и способностей контролировать разум».

Согласно философии йоги, человек обязан стремиться к здоровью, ибо быть здоровым — не эгоистическое стрем­ление, а долг перед окружающими.

Особенно ценной представляется направленность йоги не столько на устранение вредных факторов окружающей среды, сколько на развитие внутренней сопротивляемости.

Для развития внутренней сопротивляемости и совер­шенствования человека рекомендуются два основных направления упражнений.

Первое — выработка правильных реакций на внеш­ние раздражители, т. е. реакций, соответствующих законам природы, этическим и гигиеническим принципам поведе­ния человека.

Второе — владение телом, восстановление функций нейроэндокринной и нервно-мышечной систем, развитие естественных процессов ликвидации болезней.

«Хатха-йога ставит целью совершенствование телес­ного организма, освобождая его от склонности к усталости и приостанавливая его тенденцию к разрушению и старе­нию», — пишет С. Радхакришнан.

Практика йоги включает пять последовательных ступе­ней:

Первая ступень требует исполнения пяти внешних заповедей: не убивать, не лгать, не смущаться, блюсти целомудрие, не желать богатства.

Вторая ступень — пяти внутренних заповедей: очищение, скромность, умеренность, декламация очищающих изрече­ний и смирение.

Третья ступень посвящена раз­нообразным асанам (позам), в которых человек «застыва­ет» и пребывает длительное время.

Четвертая сту­пень — пранаяма (контроль за дыханием). (Третья и четвертая ступени используются в лечебных целях.)

Пятая ступень — «удаление чувств от чувственных объектов», обучение сосредоточению.

Важно подчеркнуть, что асаны следует выполнять без усилий, избегая неприятных ощущений. «Положение тела в асанах должно быть устойчивым и приятным», — гово­рит Патанджали. Если вашей гибкости не хватает, чтобы принять нужную позу, ограничьтесь тем, что удается без усилий, вызывает ощущение удобства. Сохраняйте позу лишь до тех пор, пока не возникнет неприятных ощуще­ний. Со временем гибкость и продолжительность пребыва­ния в позе без всяких усилий увеличатся. Не следует принуждать себя, добиваться «точной» позы насильствен­ным путем.

Комментировать от
или
еще рекомендуем