0
124

Русская вышивка – олицетворение связи земного с божественным?

null

К сожалению, традиции рукоделия постепенно забываются. Мы всё чаще используем готовые изделия, а не шьём их. А вышивка стала считаться просто декоративной вещью. А ведь ещё каких-то пару сотен лет назад было все по-другому и вышивка несла в себе космический смысл. Вышивались края изделий: полотенец, рубах, сарафанов – и это неспроста: вышивка защищала от поползновений нечистой силы, являлась оберегом. А потому была обязательным элементом практически всех тканых изделий в доме.

Русская народная вышивка: кто вышивал?

Вышивать на Руси начинали ещё малолетние девочки, едва достигшие 6-7 лет. Они уже приступали к изготовлению своего приданого, в которое входило несколько десятков вещей: рубах, сарафанов, полотенец-рушников, скатертей, подзоров, покрывал и так далее. Шились заранее и распашонки для новорожденных младенцев – будущих детей. Вышивая, девочки готовились к своей взрослой жизни – к замужеству и материнству. Кроме того, девушки вышивали и погребальные рубахи. Каждое изделие требовало собственной вышивки, которая несла четкую, однозначную информацию. Понятно же, что погребальную одежду не наденешь при жизни, как и свадебный сарафан в повседневности. Таким образом, к моменту замужества девушка должна была вышить очень много узоров. Во время свадьбы все ее работы выставлялись на обозрение гостям. И именно по вышивке часто оценивали хозяйские способности молодой. И, конечно, все девушки знали об этом и очень старались, чтобы ее вышивки оказались лучшими.

null

Русский орнамент: вышивка имеет значение!

Узоры русской вышивки исследуют ученые, в том числе историки, археологи, искусствоведы, филологи и теологи. Вышивка является своеобразной летописью, по которой можно прочитать, что было в приоритете в том или ином веке.

Приведем только некоторые примеры:

  • Дерево. Корни дерева – подземный мир, крона – небесный мир, а ствол – тот мир, в котором человек находится сейчас. Дерево символизирует связь миров, а потому его часто рассматривают как религиозный узор. Однако дерево та же источник жизни, питания... Можно вспомнить и идолов, изготавливаемых из деревьев во времена идолопоклонничества. Мотив дерева в русской вышивке многолик, и споры ученых о его значении возникают достаточно регулярно.
  • Олень. Чаще вышивались два оленя со сведенными головами. Это символ матери и дочери, олицетворяющий связь поколений. Этот мотив был обязательным на женских кокошниках.
  • Рожаница. Мотив в виде стилизованной рожающей женщины. Символ продолжения рода. Часто можно видеть под большой рожаницей малую, как будто мать родила дочь. Некоторые рожаницы выполнены с поражающей откровенностью, но в основном использовались стилизации, в которых для рожаниц характерна именно поза рожающей женщины.
  • Женская фигура (не рожаница!). Символ земли, матери, плодородия, благополучия, защиты. Часто женская фигура является доминирующей в вышивках, как бы защищая более мелкие элементы вышивки. Женщина с поднятыми руками символизирует небесное, а с опущенными – земное.
  • Конь. Божественное существо, олицетворяющее защиту всего живого. На нем может восседать сам Бог (Даждьбог). Такой элемент мог быть центральным в вышивке, так как был значимым.
  • Птица. Символ весны, пробуждения природы, тепла, победы света над мраком. Две птицы головами друг к другу – к счастливому браку. Птицы на полотенце – память об усопших.
  • Кисть руки, ладонь. Часто вышивалась на рукавах и символизировала добрые намерения человека.

Цвета русской вышивки

  • Белый. Женское начало: чистота, благо, свет.
  • Красный. Мужское начало: сила, благополучие, красота, энергия.
  • Чёрный. Символизирует недолговечность человеческой жизни. Используется как дополнительный цвет. Как основной может быть в одежде пожилых людей.
Комментировать от
или
еще рекомендуем