5
10106

Как живут люди на полюсе холода

Внедорожники и собаки

Оймякон ― самая загадочная и самая холодная точка планеты. Оймякон известен как один из «полюсов холода» Земли. В 1933 году там была зарегистрирована самая низкая температура в северном полушарии с начала ХХ века — 67,8 градусов ниже нуля. По этому и ряду других параметров Оймяконская долина является наиболее суровым местом на планете, где проживает постоянное население.

Жизнь в здешних поселениях отличается от жизни в больших городах России. Здесь люди живут бок о бок в невообразимых условиях, жизнь здесь намного реальнее и жестче. Когда вы режете замороженное мясо, оно словно масло. Если вы заметите автомобиль, то, как правило, внедорожник. Если машина замерзла и не заводится, то это надолго.

Температура здесь нередко опускается до -55С, но этот холод не так заметен. При отсутствии холодного ветра и влажного воздуха, температура сопоставима с температурой в -25 градусов по Цельсию в Москве.

Местным жителям смешно читать новости или смотреть сюжеты по телевидению, где рассказывают, как Москва замерзла в двадцать градусов мороза. У них дети перестают в школу ходить, только когда столбик на термометре опускается ниже шестидесяти градусов. Двадцать градусов со знаком минус – сказочная теплынь, минус тридцать – легкая прохлада.

Представим себе, что такое мороз ниже минус 60. При такой температуре больно сетчатке глаз, а слезы мгновенно замерзают на щеках, оставляя потом коричневые «дорожки». Если облизать губы, они моментально растрескиваются в кровь. Обморозить ничем не защищенное лицо можно в считанные секунды: наплыв воздуха – и щека белая! Новички пытаются прятать лицо в толстый шарф, но мороз невозможно перехитрить: рубец обмороженной кожи протягивается через все лицо, по краю шарфа.

В Оймяконе из-за низкой температуры окружающей среды совсем нет вирусов, они просто умирают здесь. На материке любая простуда, любой грипп, может оказаться фатальным для северянина.

При таких морозах автомобиль не глушат. У дальнобойщиков в Якутии моторы работают вообще месяцами без выключения. За два часа простоя все так замерзнет – что потом придется ждать лета, чтобы завестись. На большой земле машины отогревают в теплых боксах, в автомойках. В Оймяконе ничего такого нет. Да и вообще, во всей Якутии, наверное, только в Якутске можно встретить теплые боксы. Если оставить машину с включенным двигателем на четыре часа, то она тоже замерзнет, колеса превратятся в камни. Конечно, двигаться на таком автомобиле можно, но очень аккуратно и медленно. Представьте себе, ехать на колесах, которые напоминают форму яйца – это удобно? А жителям Оймякона каждую зиму приходиться так ездить. Не редки случаи, когда зимой лопаются колеса. Железные рамы автомобилей регулярно трескаются, пластиковые бамперы – рассыпаются от мороза в пыль. Самое жестокое, что может произойти с автолюбителем – если в его машине сломается печка. Разумеется, тут все проклеивают и двери, и форточки, но холод все равно поступает в машину, да и сама она остывает из-за внешнего воздуха.

Люди на большой Земле боятся, что доллар вырастет, рубль упадет, тарифы поднимут и т.д. и т.п. в Оймяконе же главный страх – проблемы с энергией. В условиях такого мороза к обычным житейским радостям начинаешь относиться особо трепетно. Весь поселок отапливается от дизельной электрической станции. Ни о какой котельной в такой мороз говорить не приходится, слишком большие потери будут.

В каждом доме здесь стоит свой тэн, поскольку передавать горячую воду при шестидесятиградусном морозе чревато – в лучшем случае она просто остынет. Но чтобы до человека дошла хотя бы холодная, приходится обогревать электричеством трубы. Для этого на них кладутся специальные греющие кабели, а сверху кожух. Если электростанция перестает работать, то трубы перестают обогреваться, а кожух способен держать тепло только определенное время – потом его перестает хватать. Приходится сдирать кожух и греть трубу паяльной лампой. Если трубу прорвет – до лета заменить ее нереально. Представляете оставить больницу, школу или детский сад без воды?

Да, на полюсе холода есть и больница, и школа, и магазин. Работа находится не только для суровых мужчин, но и для хрупких женщин. Даже дети в Оймяконе не такие, как на большой Земле. Они с малолетства готовы к морозам и суровой якутской погоде. Когда за окном совсем холодно – никакое отопление не помогает. Школьники сидят на уроках в пальто (пальто специально хранится в школе, потому что таскать его с собой туда-сюда не резон) и согревают гелевые ручки, которые, по идее, не замерзают на морозе.

К одежде отношение в Оймяконе совсем не такое, как на большой Земле. Красиво-некрасиво – не важно. Главное, чтобы тепло было. Если на пару минут выскочишь на улицу в тонкой куртке, то рукав может отломиться, или воротник. Настоящий оймяконец на ногах носит унты из камуса, шкуры нижней части ноги северного оленя. Для одной пары унтов надо десять камусов, то есть мех с десяти ног оленя. Длина шубы обязательно должна доставать до унт. В противном случае можно отморозить колени и голень. На голове – меховая шапка из песца, норки или лисы, для тех, кто живет поскромнее. Без шарфа выходить на улицу вообще нельзя. При сильном морозе дышать на улице можно только через шарф. Таким образом, хоть какое-то количество теплого воздуха попадает в легкие. При низких температурах содержание кислорода в воздухе очень мало, поэтому у среднестатистического человека дыхание учащается вдвое. Если выдохнуть на морозе в тишине – то можно услышать шуршание, это замерзает выдыхаемый воздух. Оймяконские морозы не страшны простудами, но обморожение здесь получить легче легкого – от него тоже можно защититься только теплым шарфом.

Природа женщин не меняется ни в плюс двадцать, ни в минус шестьдесят. Даже по такой погоде в Оймяконе можно встреть женщину в чулках и короткой юбке, правда, сверху будет длинная-предлинная шуба, но суть дела не меняет. Достаточно объявить танцы – и красотки, со всех ближайших сел съедутся, чтобы себя показать и на других посмотреть. Есть еще женщины в якутских селениях.

В Оймяконе самые обычные предметы и вещи приобретают очень необычные формы. Например, полицейские здесь никогда не носят дубинок – на морозе они твердеют и лопаются при ударе, как стекло. Рыба, извлеченная на морозе из воды, за пять минут становится стеклянной. Если налить в кружку кипяток и плеснуть в воздух, образуется снежное облако. Снег не лепится в снежки и хрустит, как крахмал. Белье приходится тоже сушить очень аккуратно. За пару минут на морозе оно становится колом, а спустя два часа вещи уже необходимо заносить обратно. Если делать это неаккуратно, то наволочка или пододеяльник могут переломиться пополам.

Зиму на улице, из всех домашних животных способны переносить только собаки, лошади и, разумеется, северные олени. Коровы большую часть года проводят в теплом хлеву. На улицу их можно выпускать, только когда столбик термометра поднимется выше тридцати градусов мороза, но и то при такой температуре на вымя необходимо надевать специальный бюстгальтер, а то животное его отморозит. Холодильники большую часть года здесь никто не использует, храня мясо, рыбу и бруснику на веранде. Рубить мясо топором нельзя – иначе оно превратится в мелкую щепку, приходится его пилить. Местные жители повально страдают авитаминозом. С ним пытаются бороться с помощью лука, но он дает лишь маленькую толику витаминов.

Вы знали что Якутия еще в Советские годы занимала 4-ое число по стране по среднему числу долгожителей? А ведь это не выдумка и легендой должно быть не только Кавказское долголетие, но и Северное, Якутское. Столетним юбилеем раньше здесь мало кого можно было удивить, но исследований в этой области ученые не проводили, и однозначно сказать, что именно благодаря холоду многие люди живут тут очень долго нельзя. А живут здесь люди в идеальной экологии: чистый воздух, кристально чистая вода, вирусы и бактерии в таком холоде просто не выживают, да и питаются местные исключительно экологическими продуктами, а уж про вредные привычки и вовсе стоит забыть. Но есть и недостатки в виде отсутствия многих витаминов и минералов в местной пищи. Однако несмотря на долгожительство, люди здесь выглядят старее, чем есть на самом деле, виной тому не только холода, но и сухой и суровый климат, а так же недостаток солнца.

Отдельно стоит сказать о похоронах в условиях сурового климата. Могилы копают целую неделю. Землю сначала прогревают печкой, потом ломами долбят почву сантиметров на двадцать, затем греют вновь и снова долбят и так пока глубина не достигнет двух метров. Труд страшный. Штатных землекопов в Оймяконе нет, рытье могилы ложится полностью на плечи родственников и друзей.

Сейчас на полюсе холода работа еще есть. Она здесь будет всегда, пока есть люди, но с каждым годом жителей становится все меньше. Кто-то умирает, кто-то уезжает на большую Землю. Раньше близ Оймякона работал большой животноводческий совхоз и ферма, где разводили чернобурку. Мех у нее был самый лучший. Наверное, не зря говорят, что чем крепче мороз, тем лучше мех. Сейчас и комплекс и ферму закрыли. Считанное число людей трудится в аэропорту, кое-кто работает на подстанции, до сих пор функционирует метеорологическая станция. С большой Земли люди на работу сюда не приезжают, кроме совсем отчаянных храбрецов, но таких за последние десять лет можно пересчитать по пальцам одной руки. Зарплаты по северным меркам не самые высокие - 72 тысячи рублей. Сейчас вы закатили глаза и захотели на север. Но вы просто не знаете, что шоколад, к примеру, там стоит 700 рублей за плитку, да и все другие товары тоже очень дорогие.

Все идет к тому, что полюс холода окончательно опустеет — последние старожилы уже собираются покидать это место.

«Аэропорт на полюсе холода — это выбитые стекла, вырванные двери, отсутствие мебели». Добраться из столицы до Оймякона непросто. Сначала — 6 часов из Москвы до Якутска. Затем — 1000 км по заснеженной трассе до конечной точки. Летом можно рискнуть долететь до полюса холода на самолете. Но перед этим необходимо знать, что ждать вам по прилете. Территория аэропорта «Оймякон» — это ветхое бревенчатое строение, где, собственно, и располагается зал ожидания, рядом — загон для коров, чуть поодаль — развалившийся детсад, а вокруг — огромное непаханое поле, куда на свой страх и риск по сей день приземляются самолеты. В двух километрах от аэропорта — поселок Томтор, насчитывающий порядка 3,5 тысячи жителей.

Комментировать от
или
  • ​после -30 градусов разницы не чувствуешь - что минус 40, что минус 50. Человек - существо живучее - везде выживет.

    • ​Какой кошмар, да я думаю, что ни за какую бы ЗП не согласилась бы жить на этом Оймяконе, честное слово! А вот про то, что мороз без ветра воспринимается гораздо лучше , всмысле чувствуется не так полностью согласна. У нас друг в Сургуте живет, так он рассказывал.

      • ​Очень интересно было почитать...и всё таки живут там люди не смотря ни на что. Привыкли, видимо. Кстати, я всегда считала, что северные люди наоборот выглядят моложе своих лет.

        • ​Огоооо (((((( Я б не смогла жить в таком холоде!!!!!((((

          • без юрт явно живут)))) это жогого какхолодно((( тут три месяцаэтой зимы вытерпеть не можешь(жуть

            еще рекомендуем