0
13

Рефлексивные особенности и Эдгар По

Достаточно известен пример, приведенный Эдгаром По.

«Я знал одного восьмилетнего мальчика, который изумлял всех своим искусством играть в «чет и нечет». Игра эта очень простая: один из играющих зажимает в руке несколько шариков, а другой должен угадать, четное у него число или нечетное. Если угадает - получит один шарик, если нет - должен отдать шарик противнику. Мальчик, о котором я говорю, обыгрывал всех в школе.

Разумеется, у него был известный метод обыгрывания, основанный на простой наблюдательности и оценке сообразительности партнеров.

Например, играет с ним какой-нибудь простофиля, зажал в руке шарики и спрашивает: «Чет или нечет?». Наш игрок отвечает: «Нечет» - и проигрывает, но в следующий раз выигрывает, ибо рассуждает так: «Простофиля взял в первый раз четное число, хитрости у него хватит как раз настолько, чтобы взять теперь нечет, - поэтому я должен сказать нечет. Он говорит «нечет» - и выигрывает. Имея дело с партнером немного поумнее, он рассуждает так: «В первый раз я сказал «нечет»; помня это, он будет рассчитывать (как и первый), что в следующий раз я скажу «чет», и, стало быть, ему следует взять нечет. Но он тотчас сообразит, что это слишком простая хитрость, и решится взять чет. Скажу лучше «чет», - говорит «чет» и выигрывает. В чем же в конце концов суть игры этого школьника, которого товарищи называли «счастливцем»?..

Когда я спросил мальчика, каким образом он достигает полного отождествления, от которого зависит успех, он отвечал мне: «Когда я хочу узнать, насколько мой противник умен или глуп, добр или зол и какие у него мысли, я стараюсь придать своему лицу такое же выражение, как у него, и замечаю, какие мысли или чувства появляются у меня в соответствии с этим выражением». Истина, высказанная школьником, лежит в основе всей мнимой мудрости, приписываемой Ларошфуко, Лабрюйеру, Макиавелли и Кампанелле».

Комментировать от
или
еще рекомендуем