3
41

Двойка за точку зрения, отличную от мнения преподавателя

Вчера сын пришел со школы и завел очень интересный разговор. Они сейчас изучают творчество Льва Николаевича Толстого. Вчера на уроке литературы они обсуждали басню «Старик и внучек» . Я ее хорошо помню со школы. Для тех, кто не знает или не помнит:

«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».

Сын вчера был полон возмущения. Знаете, я не думала, что буду со своим сыном вести такие беседы. Так вот. Суть в том, что он вчера поспорил с преподавателем о смысле этой басни. Удивительно то, что я посмотрела с другой стороны на эту басню только вчера, а сын увидел суть в свои неполные 14 лет!

Я помню, как нам в школе твердили, что эта басня про уважение старости. И я искренне в это верила. Верила, а потом и забыла про нее. А вчера сын буквально раскрыл мне глаза.

В школе продолжают утверждать, что басня об уважении. Но мой сын вчера возразил преподавателю, сказав, что здесь речь о страхе! Признаться, я сама сначала не поняла, о каком страхе идет речь. Но прочитав, увидела. Действительно, тут нет речи об уважении старости или пожилого отца. Здесь страх. Страх взрослых людей, что с ними поступят также, как они с дедом. Страх стать обделенными, есть из деревянных тарелок и сидеть за печкой. Страх перед немощной старостью.

Возможно, во времена Толстого такое поведение взрослых можно было назвать стыдом. Но сегодня, во времена суровых реалий, это называется страхом.

К сожалению, преподаватель не захотел принять другую точку зрения, кроме той, что описана в учебнике и в пособии. И сын получил двойку. Но я, впервые в жизни, горжусь такой оценкой сына. Он посмотрел на басню с новой стороны. Он не побоялся высказать свое мнение, он отстаивал его. Не каждый подросток способен поспорит с классиком литературы и своим преподавателем.

А как вы считаете, о чем говорится в этой басне? Об уважении или о страхе?

Если все-таки об уважении, то правильно ли поступил преподаватель поставив ребенку «2» за его мнение, отличное от «стандартного»? Разве в современном мире еще применимы советские методики, когда нам показывали красный платок, говорили, что он синий, и мы соглашались? Сегодня, как мне кажется, гораздо важнее уметь высказывать и доказывать свою позицию.

Комментировать от
или
  • Я хорошо помню этот рассказ. Мне кажется, что в рассказе действительно есть нотка страха взрослых перед такой же старостью. НО! Мораль всё-таки в уважении. Мораль это же то, чему учит нас рассказ. А он учит нас УВАЖАТЬ, а не бояться, согласитесь)

    • Да, учитель у вас, конечно, очень плохой. Сын предложил интересную точку зрения. Скорее всего такие черствые люди не могли понять и зауважать старика резко, скорее всего они просто испугались.

      • Я думаю, что на уроке литературы двойки могут ставить только за неимение НИКАКОГО мнения. А за нестондартное мнение нельзя плохие оценки ставить. Это какой-то эгоизм и неуважение другой точки зрения

        еще рекомендуем