0
99

Школьная реакция

Школьная реакция фото 1

Школьная реакция — это реакция ребенка на поступление в школу, реакция приспособления, это не патологическая реакция, а естественная, обычная, подобно реакции новорожденного при появлении на свет. Насколько физические внешние условия появившегося на свет ребенка создают факторы новорожденности — настолько школа с ее условиями, отличными от семьи, создает факторы школьной реакции, новое поведение, связанное со школой.

Эта реакция приспособления к новым факторам, включающимся в жизнь ребенка при его вступлении в школу, в коллектив. Она понятна и обычна у всех детей, но характер и степень ее выражения различны и зависят от здоровья школьника и качественности школы.

В первые дни пребывания в школе ребенок совершает иногда такие поступки, которые естественны в семье, но в школе нарушают дисциплину; они являются больше несуразностью, с точки зрения школьной дисциплины, чем фактическим проступком. Ребенок может среди урока забрать книги иуйти домой, заняться своими игрушками во время урока и т. п., а иногда наблюдаются более серьезные конфликты со школьной дисциплиной. Такое поведение является результатом неприспособленности, незнакомства со школьными порядками. Спустя некоторое время, когда ребенок ознакомится со школьным режимом и приспособится к нему, этих нарушений уже не бывает; это я есть период шкальной реакции

Жизнь ребенка развивается эволюционно под влиянием воздействия его биологических сил и способностей, с одной стороны, и особенностей среды, окружающей его в разные периоды жизни, —с другой стороны. Между внутренним миром ребенка и внешней средой постепенно устанавливаются физиологическая, привычная связь и взаимодействие, но следует все же в жизни ребенка отличить три этапа разной практической значимости, сходных в физиологическом смысле, когда жизнь его проявляется не эволюционно, а «скачками».

Первый этап — новорожденность, когда ребенок из условий внутриутробного пребывания, сразу переходит во внешний мир и радикально перестраивает свое дыхание, кровообращение, питание, движение, иммунность и прочие функции. Приспособлением к новым условиям существования заканчивается физиологический период новорожденности, и хотя во всю последующую жизнь рефлекторное приспособление к внешнему миру продолжается, оно происходит уже в виде эволюции, а не «скачков».

Второй этап — это этан школьной реакции, когда ребенок поступает в школу, переходит в организованное, коллективное школьное детство. Как бы правильно ни был организован быт ребенка дома, он все же носит характер индивидуализма, а не коллективизма: он строго приноровлен только к интересам данного ребенка. Вступление в школу вынуждает ребенка сразу, как у новорожденного, перестроить свой быт как физически, так и духовно. Перестраивается его режим сна (дома сколько хотел), еды (дома как и когда хотел), игр, (раньше мало связанных со временем), занятий (также менее нормированных, чем в школе), и многое другое. Кроме того, все эти процессы дома протекали в свободных условиях семьи, в школе же — в строго установленном режиме коллектива и всех школьных занятий.

Внешние условия школьного коллектива — гигиена школы, помещения, мебели, количество и порядок занятийтакже обусловливают перестройку всех биологических процессов в организме ребенка и связанных с этим функций и нервно-психических процессов и влияния высшей нервной деятельности.

Все эти новые факторы должны создать новые рефлекторные связи, которые, естественно, должны вызвать соответствующие реакции со стороны организма ребенка (новую линию поведения), но чем здоровее вообще поступающий в школу ребенок, чем осмысленнее отношение школы к «новичку», тем физиологичнее он встречает новую школьную жизнь, становится вполне уравновешенным школьником; в противном случае происходит конфликт, «ошибка», он болезненно воспринимает школу, а это отражается на поведении «новичка», на его дисциплинированности и даже на всей его учебе. С наступлением приспособления прекращается период «новичка», подобно тому, как в свое время прекращается период «новорожденного».

Признаки отрицательной школьной реакции — нелюбовь к школе, отсутствие желания посещать ее. А при посещении ее проявляется неуравновешенное, капризное состояние, недисциплинированность, повышенная возбудимость, или, наоборот, депрессия, отсутствие интересов к тем предметам, к которым раньше относился с любовью, плохой сон (бессонница, беспокойство во сне), рвота, отсутствие аппетита, головные боли, малокровие, пониженная трудоспособность и даже обострение бывшего раньше субфибрилитета (ревматического, туберкулезного).

Школа привлекает и радостно встречает ребенка, она воспитывает его так, что он вовлекается в коллектив, в нем растворяется и сливается, в нем находит он сродные ему интересы; коллектив становится для него нормальной физиологической средой, и школьная реакция приобретает, для него значение положительного, желательного, воспитательного и учебного фактора. Это и есть положительная школьная реакция, вызывающая у него положительный эмоциональный тонус. Активируя положительные стороны школьника и атрофируя и переделывая его отрицательные стороны, школа в отношении общих черт ребенка должна сохранить его индивидуальные черты, не затушевывать личность ребенка и придерживаться таких методов воспитания, которые способствуют выявлению индивидуальности.

В нашей стране дети поступают в коллектив еще до школы, они поступают в ясли, детсады. То, что вкладывают в понятие «школьной реакции» уже наступает при поступлении в ясли, детсады; «специальный период» здесь, как и в школе: в качестве рецепторов превалируют факторы внешней среды, а вследствие недостаточного еще развития коры мозга и условных, рефлексов поведение принимает характер несколько отличный от поведения дома. Здесь превалируют, изменяются симптомы больше соматического характера: состояние питания, аппетит, большее предрасположение к инфекции, вес и т. п. Сон, бодрствование, развитие движений, психическая реакция (умственное поведение) развиваются в зависимости от возраста (каждый год этого периода откладывает свой отпечаток), от здоровья ребенка, его питания, правильного ухода и т. д. Одним словом, соответственно возрасту преддошкольная реакция должна быть учтена в этом возрасте; тогда дети найдут в своих коллективных учреждениях необходимые условия для их правильного, не только роста (веса тела), но и развития (формирования интеллекта).

Комментировать от
или
еще рекомендуем