6
1025

Психологические особенности ранней юности

Психологические особенности ранней юности фото 1

Возраст 15-18 лет - возраст ранней юности. Для этого периода характерно устремление в будущее, поиск смысла жизни. Это тоже возраст противоречий, но здесь иные противоречия по сравнению с подростковыми. В. Леви точно выразил противоречия старшего школьника в следующем воображаемом монологе:

«Я должен узнать мир и себя, я нуждаюсь в жизненных экспериментах. Я хочу примерить и ту роль, и эту, хочу испытать невероятное, хочу проверить известное. Мне нужны трудности и ошибки. Я хочу сам делать свою судьбу, я хочу жить как хочу, но сначала я должен узнать - ЧЕГО Я ХОЧУ?! Я хочу верить, слышите? Я хочу во что-нибудь, в кого-нибудь верить! И поклоняться, и служить, и любить! Бескорыстно, самозабвенно! Но не бессмысленно! Хочу знать, хочу понимать - зачем, и на роль бездумного исполнителя я не согласен! Хочу, чтобы и мне верили, чтобы и мне поклонялись, чтобы меня любили!»

Эта внутренняя напряженность определяется позицией выбора. Старшие школьники на пороге выбора: профессии, жизненного пути, а нередко и создаваемой семьи. Это сложное положение, так как надо ясно представлять выбираемые социальные роли и достаточно трезво оценивать свои возможности.
Поэтому для старших школьников характерна ориентация на общество, на свою будущую роль в обществе. Их глубоко интересуют различные социальные явления за пределами семьи и школы. В это же самое время усиливается рефлексия, самоуглубление. Отсюда - повышенная избирательность общения, его эмоциональная насыщенность.

В ранней юности часто становится привлекательной деятельность, в которой большое место занимает речевая активность. Юношей и девушек интересуют дискуссии - и в качестве средства поиска истины, и как поле для самоутверждения. Однако дискуссии, организованные формально, «ради птички», вызывают сильное сопротивление.
В ранней юности идет раскрытие собственного «Я», утверждение своей индивидуальности, пристальное всматривание в свой внутренний мир. «Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, которое равнозначно для юноши настоящей коперниковской революции», - пишет И. С. Кон.
Все это происходит небезболезненно. Нередко юноши и девушки теряют контакт со сверстниками, со взрослыми, переживают временное (возрастное) одиночество. В это время для старших школьников очень важно чуткое внимание со стороны взрослых. Вовремя проявленное сочувствие, помощь взрослого могут предотвратить появление различных «комплексов».

У старших школьников уже нет подросткового нигилистического отношения «ко взрослым вообще» и ориентации на «сверстников вообще». Сейчас все избирательно: направленность на значимых сверстников и уважаемых взрослых.

Все эти возрастные особенности требуют от взрослых иного отношения, иного подхода к старшим школьникам по сравнению с другими возрастами. Именно ролевые игры могут стать здесь незаменимыми помощниками взрослых.
 

Комментировать от
или
  • Я бы сказала, что у каждого подростка есть комплексы, и у каждого есть трудный возраст.

    • Как вспомню период становления своей личности ,аж дурно)))) слава Богу переросли и комплексы и амбиции))

    • Юношей и девушек интересуют дискуссии

      В этом я соглашусь. Их дискуссии по вечерам затягиваются до утра. Особенно летом.Оно - и правильно.

    еще рекомендуем