0
13

Состояние личности в игре

Состояние личности в игре фото 1

Изучение состояния личности в игре и вне ее проводилось в условиях пионерского лагеря И. В. Хромовой по специальной методике.
Методика заключалась в том, что дети заполняли самооценочные листы, где были утверждения типа: «Я веселый», «Я бодрый» или «Мне ничего не хочется делать», «Я хотел бы отдохнуть» и т. д.

Против каждого утверждения был ряд кружочков. Удаленность каждого кружочка от фразы соответствовала степени адекватности данного утверждения тому, что ребенок чувствует. При переработке удаленность каждого кружка переводилась в баллы по 7-балльной шкале.

Для исследования брались дети разных пионерских отрядов: десятилетние и тринадцати-четырнадцатилетнне подростки. Младшие пионеры (10 лет) заполняли тестовую карту в процессе интеллектуальной игровой деятельности «Конкурс Шерлоков Холмсов». Тест был одним из испытаний на «быстроту, честность и самоконтроль».

У подростков 13-14 лет проходила игра «Школа XXI века», где были подготовлены инсценировки уроков, экзаменов, сочетающиеся с познавательными конкурсами; вожатые показали, «как в будущем компьютер будет принимать экзамен», в рамках которого был проведен тест.

Для тестирования внеигровой деятельности было выбрано время, когда в школе не было больших событий, конфликтов и ребята были относительно спокойны. Самооценочные утверждения были составлены таким образом, что они позволяли фиксировать три основных компонента: физическое самочувствие, активность и настроение.

Как и предполагалось, в обеих возрастных группах (10 и 13-14 лет) показатели всех трех характеристик состояния были выше в игровой познавательной деятельности, чем вне ее.

Имеется большая разница в оценке состояний в игре и вне игры у подростков по сравнению с десятилетними детьми. Этот факт сам по себе заслуживает внимания, требует проверки и осмысления. Возможно, в данном случае у подростков была более значимая для них игра, чем у десятилетних.

Наибольшая разница в показаниях состояния идет по параметру «активность». Очевидно, это объясняется тем, что именно от степени активности зависит успех личности в игровой деятельности.

Оказалось, что у 16% детей (6 из 37), участвовавших в эксперименте, показатели состояния в игровой деятельности ниже, чем вне игры. Очевидно, налицо факт, что эти дети играют лишь внешне, выполняя задания, но внутренне они не «включены» в игру, не переживают игрового состояния. Характерно, что все шестеро исполняли незначительные игровые роли.

Этот эксперимент говорит о необходимости специального внимания к включению детей в игру.
 

Комментировать от
или
еще рекомендуем