0
13

Сочетание труда и игры

Сочетание труда и игры фото 1

Дружина школы-интерната, где работала выдающийся педагог – приверженец игры, носила имя Ю. А. Гагарина. Поэтому день 12 апреля совет дружины решил отмечать по-особому - так, чтобы он всем запомнился.

Запомнился, во-первых, конкретным трудовым вкладом, а во-вторых - как праздник. После дебатов была предложена форма «праздничного воскресника». Был создан штаб воскресника. Члены штаба были закреплены за всеми классами - для организации дела и совместной работы во время воскресника. Члены штаба (со специальными шевронами на рукавах) организовали разведку дел, разбили весь двор (3 га) на зоны, распределили их между отрядами.

Был вывешен яркий плакат с красочным, крупно обозначенным планом двора, указанием всех зон работы, разъяснением задач воскресника, шутливыми лозунгами и призывами. Члены штаба приходили в классы, уточняли их задачи, выясняли, кто может принести дополнительный материал, «нечаянно выдавали секреты» соседнего отряда, где уже заготовлен такой-то инвентарь и придумано какое-то приспособление для ускорения работы.

Все это создавало приподнятый эмоциональный тон, который заражал и самых пассивных.
И вот 12 апреля школа выстраивается на короткую торжественную линейку. Все, включая взрослых, сдают рапорта о боевой готовности. Вносится знамя, которое в течение всего воскресника охраняется сменяемый почетным караулом. Под бодрую музыку, которая льется из динамиков, все расходятся по своим рабочим зонам. В воскреснике принимают участие все: и администрация, и педагоги, и технический персонал, и воспитанники.
Активно работает организованный при штабе «пресс- центр», несколько «корреспондентов» мелькают во всех уголках трудовых зон (остальные члены штаба трудятся со всеми). Музыка постоянно прерывается голосом диктора, ведущего репортаж о ходе воскресника. Шутливые лозунги, призывы, веселое подведение первых итогов - все это способствует хорошему эмоциональному настрою, создает праздничную атмосферу.
3-3,5 часа штурма, и работа закончена. Через полчаса штаб вывешивает «Молнию» по итогам работы. А на очередном дружинном сборе подводится коллективный анализ подготовки и проведения воскресника. Штабу выносится благодарность.

Членами штаба первого воскресника были выбраны самые сильные организаторы. Они провели воскресник так четко, красиво, на вдохновении, что уже в начале следующего года учащиеся спрашивали: «А будет ли такой же воскресник, как в прошлом году?»

На следующий год штаб воскресника был почти полностью обновлен. Но члены нового штаба прекрасно знали, что их работа будет сравниваться с прошлогодней, и старались на совесть. Они также получили благодарность сбора. Так возникла традиция проводить день 12 апреля как трудовой праздник школы.
Необходимо отметить следующую деталь. Когда штаб обсуждал план подготовки и проведения воскресника, то было и такое предложение: придумать как можно больше игр. Каждый отряд - экипаж ракеты с командиром, штурманами, испытателями, элементами формы и т. д. Но большинство отказались. В первую минуту этот отказ казался нелогичным, ведь в дружине играли часто и с упоением в достаточно сложные игры. Лишь гораздо позже стало понятно, что ребята осознавали высокий уровень сплочения коллектива и свой авторитет представителей самоуправления.

Когда коллектив на подъеме, то сложные игры как стимул трудовой деятельности необязательны. Совместный труд уже стал потребностью коллектива. Необходимы лишь игровые элементы для обеспечения эмоционального настроя - «пресс-центр», репортаж, «молнии» и т. д. Но и без игровых элементов воскресник не удалось бы сделать праздником.
 

Комментировать от
или
еще рекомендуем