0
93

Игра по повести А. Алексина

Несколько тренинговых занятий с девятиклассниками было построено по повести А. Алексина «Мой брат играет на кларнете». Установка была такая: через проигрывание сцен понять характер и мотивы поступков и высказываний героев повести.

Пятнадцать участников разбились на пять групп. Они могли выбрать любые сценки из сюжета и сыграть их с разной степенью совпадения с текстом, исходя из собственной трактовки характера героев. Были разыграны такие сценки.


«Подготовка к конкурсу». Лиля и Лева занимаются, Женя создает им условия. Лиля и Женя превозносят талант Левы, он не слышит их похвал, говорит о долге музыканта и духе музыки.


«Вечер в школе». Роберт - организатор - проверяет, все ли готово, нервничает, что нет эстрадного певца, бегает к телефону. Рудик-балбес гогочет, выкрикивает глупые остроты, «развлекается». Женька следит за братом, напоминает Роберту, что пора начинать, раз Лева здесь. Лева добродушно улыбается, с интересом разглядывает зал. Затем Лева выступает на сцене. Женя в восторге, Роберт просит Леву заполнить все первое отделение, ввиду отсутствия певца. Лева соглашается.


«Танцы». Лева приглашает Алину, вручает изумленной Женьке кларнет. Алина с Левой танцуют. Она учит Леву танцевать, они разговаривают о музыке, Алина кокетничает. Женька несколько раз безуспешно пытается обратить на себя внимание.


«Возвращение домой»: Лева и Женька провожают Алину домой: Алина очень заинтересовалась Левой. Они разговаривают. Ритм беседы сбивчивый. Женька пытается завладеть разговором. Иногда ей это удается.


«После неудачного выступления Левы». Мама и Женя обсуждают неудачу Левы. Женя намеками рассказывает о причине плохого настроения Левы, о своем обмане. Изумление мамы, ее растерянность по поводу деспотизма Женьки. Женька отстаивает свою правоту.


По условиям игры некоторые сценки могли быть незаконченными. Каждая продолжалась от 4 до 8 минут.
Затем началось обсуждение с точки зрения мотивов поведения каждого персонажа - чем может быть продиктован поступок (высказывание тоже рассматривалось как поступок).
Самое большое оживление вызвали линии поведения Женьки и Рудика-балбеса. Девятиклассники нашли общее в их поведении: тот и другой пытались компенсировать отсутствие собственной увлеченности чем-либо, а также отсутствие близкого друга. Так разговор перешел в область психологии личности. Ребята начали приводить примеры из своего опыта.
На следующем занятии прослушали магнитофонную запись некоторых сценок. Обсудили диалоги и монологи с точки зрения психологической правды поведения персонажа. Обнаружили ряд несоответствий между характером действующего лица и его речью. Школьникам было предложено сыграть любую отсутствующую у Алексина сцену. Решили изменить концовку: Лёва и Женя специально поджидают Алину у школы. Следует примирение Алины и Лёвы. Тройке пожелавших импровизировать было предложено представиться в роли, чтобы легче в нее войти. Например: «Я - семиклассница Женя, мне 14 лет и т. д.». Затем следовали вопросы и ответы «в роли». Вот, например, как это было с «Женей».
Вопрос: Что ты любишь читать?
Ответ: Книги о героических личностях. Моя любимая серия - «Жизнь замечательных людей».
Вопрос: Участвуешь ли ты в общественной работе школы?
Ответ: Нет, мне некогда. Все мое внимание требует брат. Я должна запечатлеть деятельность брата, отразить её в дневнике.
Вопрос: Есть ли подруги в классе?
 

Комментировать от
или
еще рекомендуем