1
144

Ролевая игра подростков по рассказу Я. Раннала

Подростки в состоянии прибегать к ролевой игре и для маскировки своей личности, когда игра, «засекреченная» от взрослых, идет у всех на виду.
В рассказе Я. Раннапа «За культуру поведения» как раз описан такой вариант.

В школе введено соревнование «За культуру поведения». Дежурная бригада на каждом этаже сравнивает и оценивает в баллах все положительные и отрицательные моменты в поведении школьников.

Минусы и плюсы в конце каждого дня заносились в таблицу

Такие таблицы висят у дверей каждого-класса. Плюсы и минусы алгебраически складываются и заносятся на клеточки. Если сумма, например, 10, то отсчитывается 10 клеточек вверх и ставится крестик, который соединяется с крестиком предыдущего дня. Линия показывает, как в классе обстоят дела с культурой: если линия идет вверх, все в порядке, если вниз - значит, одолевает бескультурье.


Ни одному отряду такое соревнование не нравилось, но отряд «А» класса горячо обсуждает баллы. Кажется, для них нет на свете ничего важнее, чем соревнование за культурное поведение. По графику этого отряда нельзя сказать, чтобы культура в отряде повышалась. То, что дает один день, отнимает второй. Но ребята почему-то не огорчаются. На третий день линия культуры снова устремляется вверх.


Члены отряда что-то поспешно, лихорадочно подсчитывают. Вот плюсов явно не хватает, они бегут к электрику и на виду у дежурной бригады помогают ему нести лестницу для проверки лампочек.


Однажды один из членов отряда «А» подал учительнице пальто, а оказавшийся рядом представитель дежурной бригады поставил 5 плюсов отряду, тогда другому шестикласснику из этого класса пришлось сказать этому дежурному «дурак», чтобы получить 5 минусов. Ведь плюсы и минусы уничтожают друг друга.


Чем больше соревнование надоедает ребятам из других классов, тем больше растет увлечение «А» класса. У них теперь накопился опыт. Они придумали еще один удачный способ для получения плюсов. Во время уроков один из учащихся класса просит разрешения выйти и выливает в коридор за радиатор полстакана воды, а на перемене приносит тряпку и на виду у всех вытирает пол.


И вот наконец наступает день, ради, которого и было введено это соревнование

В школу собираются учителя и пионервожатые всего района. Гостей ведут по школе, рассказывают о соревновании. Они слушают с недоумением. Вот все у дверей класса, который соревновался усерднее всех. Гости с интересом и оживлением смотрят на диаграмму. В ней появились три лишние горизонтальные черточки, благодаря которым зигзаги графика образовали слово «Чушь». Вот где оказалась разгадка активности класса. Игра родилась как сознательное противодействие формализму.
 

Комментировать от
или
  • Ничего себе ребята молодцы. Когда я была в первом классе, у нас было что-то пдобное, но чтоб так сделать всех... Это же смыкалку какую нужно иметь, чтоб так сделать. А вы помните свои приллючения в младших классах? Может поделитесь впечатлениями

    еще рекомендуем