0
8

Опосредованное вмешательство в игру и взаимоотношения детей

Автор нередко выходила во время игры на веранду к играющим девочкам. Вначале они слегка смущались, переходили на шепот. Затем быстро привыкли и переставали обращать внимание.
Тогда автор предложила девочкам играть в школу. Первыми заинтересовались Марина и Римма, за ними все остальные.

Игра «в школу» представляла собой следующее

Куклы всех девочек были ученицами; автор - учительница. Она сообщала отметки куклам. Отметки получались при помощи взятого от настольных игр кубика, каждая грань которого изображала количество точек от 1 до 6. Грань с шестью точками, как и с пятью, обозначала отметки «отлично». Остальные грани строго соответствовали отметкам.


Учительница сидела за отдельным столиком, так что показания кубика никому, кроме нее, не были видны.

Каждая из девочек по очереди выставляла воображаемые отметки в «журнал». Игра проходила так. По очереди вызывалась каждая из учениц-кукол, автор кидала кубик и сообщала, какую отметку ученица получала. (При этом чаще всего называлось не выпавшее число, а та оценка, которая соответствовала плану «эксперимента».) Каждая кукла «вызывалась» четыре раза. На этом четверть заканчивалась.

Вместе с девочками экспериментатор устраивала «педсовет», на котором выставлялись четвертные оценки, а после, четырех четвертей - годовые. Так создавалась видимость, что девочки тоже участвуют в аттестации всех кукол. Один игровой день изображал год. Автор сообщала выпавшие на кубике числа таким образом, что кукла Дины неизменно становилась отличницей, и ни одна из кукол не была «двоечницей».


Девочек привлекал в игре элемент лотереи, они удивлялись «удачливости», «везучести» куклы Дины. Сама Дина сияла. Между «четвертями» устраивались на 15 - 20 минут «каникулы», когда куклы «водили хоровод», «играли в каравай», «в прятки», устраивали концерты. Во время «каникул» четко прослеживался медленный процесс изменения проигрываемых на куклах взаимоотношений. Куклу Днны другие куклы все чаще стали «выбирать» в игре «каравай», «звать» ее, если она «задерживалась в школе» и т. д.- в общем, явно обращать на нее больше внимания.


За пять игровых дней статус единственной отличницы в школе прочно закрепился за куклой Дины. Затем, сославшись на неотложные дела, автор прекратила игру «в школу» (унеся кубик с собой). Девочки вернулись к старой игре «в семьи». Но взаимоотношения между куклами разыгрывались уже по-иному.


Римма сразу же предложила Дине, чтобы ее кукла и Галина стали дочками куклы Риммы. Дина ответила: «Пусть лучше они будут подружками, будут в гости ходить, играть, уроки делать. Света (имя ее куклы) хорошо учится». «Отличница» Дина явно стала держаться увереннее, более независимо среди детей.


Через несколько дней автор вновь наедине задала каждой из девочек вопрос: с кем бы ты хотела жить в соседях, чтобы вместе играть? По числу выборов на первом и втором местах - Марина и Римма, на третьем - Ева, четвертое, пятое и шестое разделили Дина, Галя и Оля.


В результате игры взаимоотношения внутри группы стали иными. Не стало непризнанных. Симпатии распределены более равномерно. В целом характер общения стал более благоприятным, отношения - «оздоровленными».
 

Комментировать от
или
еще рекомендуем