27
116

Почему дети играют в игры? Поразмышляем?

вчера прочитала пост, а сегодня вон с Танюшкой Родионовой заговорили о том, какие сказки, и я прочувствовала этот пост еще больше. Он довольно длинный, но он передо мной настолько раскрыл детей, как и почему они что-то делают! Буду рада всем кто прочитает и откликнется

Ценность игры: как дети противостоят жизненным трудностям.

Необычайно сильное желание детей играть появилось не для того, чтобы дать им “передышку” или “время восстановиться”. Оно появилось для гораздо более серьезной цели. Оно появилось, чтобы помочь им выжить. На протяжении всей истории человечества и в доисторические времена игра была для детей главным средством приобретения навыков, ценностей и знаний, нужных в их культуре для выживания. Дети играют не для того, чтобы уйти от явлений жизни; их игра основана на явлениях жизни. Таким образом они усваивают эти явления: психически, интеллектуально и эмоционально.
Нам нравится представлять детей только милыми и невинными. В совершенном мире, где взрослые милы и невинны, дети тоже могут быть такими. Но мир несовершенен, и дети, растущие под защитой от окружающей действительности, в которой им в конечном итоге нужно будет пробиваться, будут плохо подготовлены.

Неудивительно, что дети противостоят защитным объятиям сердобольных взрослых, борются с ограничениями, которые должны удержать их на идеальных детских площадках, и, когда и где только можно, выходят навстречу окружающему их реальному миру и включают его в свою игру. Они, не мы, знают, что для них лучше.

Наиболее яркий, из известных мне, пример желания детей охватить в игре даже самые ужасные явления мира можно найти в замечательной книге Джорджа Айзена (George Eisen), опубликованной 20 лет назад, под названием “Детские игры времен Холокоста” (Children and Play in the Holocaust). Два понятия, лежащие на противоположных концах эмоционального спектра любого человека: нацистский Холокост и детские игры. Видя их рядом в заглавии книги Айзена, испытываешь шок. И тем не менее, как объясняет Айзен в своей книге, дети, похороненные в нацистских гетто и концлагерях, играли – хоть и недолго – перед тем, как были убиты. Они играли не потому, что не понимали окружающих их ужасов. И не в стремлении отрицать эти ужасы и отвлечься от них. Скорее, они играли так, чтобы помочь себе понять, противостоять и до возможной степени эффективно справиться с ними. Приведенные Айзеном примеры взяты из дневников и воспоминаний выживших.

В гетто, на первом этапе концлагерей, перед тем, как их отправляли на работы или казнь, взрослые пытались сохранить для детей какую-то видимость известных им невинных игр; но сами дети самостоятельно играли в игры, подходящие обстоятельствам. Они играли в войну, “взрыв бункера”, “резню”, “сними одежду с мертвеца” и игры сопротивления. В Вильне* еврейские дети играли в “евреи и гестаповцы”, в которых евреи одолевали своих палачей и забивали их винтовками (палками).

Даже в лагерях смерти достаточно здоровые, чтобы передвигаться, дети играли. В одном лагере они играли в игру “пощекочи труп”. В Освенциме они на спор прикасались к забору под напряжением. Они играли в “газовую камеру”, бросая камни в яму и издавая крики умирающих людей. Они придумали игру “клепси-клепси”** (распространенный термин для воровства), которая отображала ежедневную перекличку в лагере. Одному из игроков завязывали глаза, затем один из остальных игроков выходил вперед и больно ударял его по лицу; а затем повязка убиралась и тот, кого ударили, должен был угадать, кто его ударил, основываясь на выражениях лиц и других признаках. Чтобы выжить в Освенциме, нужно было отлично лгать, не выдавая себя, например, о краже хлеба или о чьем-то побеге или о планах сопротивления. Игра “клепси-клепси” тренировала этот навык.

В игре, милая ли это игра, какой мы хотим ее видеть, или игра, описанная Айзеном, дети привносят явления реального мира в выдуманный контекст, где этим явлениям можно смело взглянуть в глаза, противостоять им, прожить их и потренироваться справляться с ними. Некоторые считают, что жестокие игры создают жестоких взрослых, но в действительности верно обратное. Жестокость в мире взрослых приводит детей, собственно, к жестокости в игре. Как иначе они могут эмоционально, интеллектуально и физически подготовиться к действительности? Неверно думать, что мы сможем изменить мир ради будущего, контролируя, во что дети играют и что узнают. Если мы хотим изменить мир, мы должны менять мир, дети подтянутся. Дети должны подготовиться к реальному миру, в котором им нужно стремиться выжить, и сделают это. Давайте попытаемся сделать этот мир в реальности, а не понарошку, настолько счастливым, насколько возможно.

Питер Грей (Peter Gray)
Перевод Ирины Одновал

Вот как-то после этого поста становится ясно и зачем детям такие сказки рассказывают и пишут (съел, укусил, заколдовал). И вообще лично у меня много встало на свои места после этой статьи

Комментировать от
или
  • ​Оля, это такая у нас страшная реальность. Почему-то тут же фильм перед глазами - мальчик в полосатой пижаме. И действительно очень много фильмов есть про ситуации в концлагерях, и про то, как игры спасали жизнь. Не дай Бог нашим детям пережить такое! Пусть лучше в кукол и машинки играют

    • Светлана Латута, да, а когда эта реальность подкатывает и ты понимаешь, что уже в твоей области бушует война... и не понимаешь, какое будущее у детей((( 

    • Мне правда страшно за украинцев, война властей - а люди страдают! В Киргизии после гражданских войн экономика вообще ухудшилась, в столице Бишкеке свет на 10 часов только включают!!!  Все надеюсь, что в нашей стране такого не случится. 

    • Светлана Латута, всё зависит от того, насколько географическое положение выгодно для Запада, чтобы к России подкатить. Правильно пишут, Беларусь не имеет подходов к морю, и неинтересна Америке, потому они за нас зацепились, сволочи(

    • значит и мы скоро в эту категорию попадем. Весь Север Казахстана граничит с Россией.... У нас и правда пока спокойно, может потому. что слишком много национальностей живет (более 100)

    • Светлана Латута, ну сначала они с нами разберутся((( я ж на Донбассе живу, как раз там, где война идет... сковывает прям, когда я об этом думаю...

    • Оля, я по новостям когда смотрю, мне страшно становится, а вы в самом центре событий. Даже не знаю как бы я поступила в такой ситуации - ради детей все бы бросила наверное и бежала бы куда глаза глядят. Терпения вам и веры в удачный исход!

    • Светлана Латута, а куда бежать? все родные только здесь живут. разбросаны по городу, даже не по области... есть дача, но она недалеко  от трассы, трасска как раз идет из Славянска на Донецк... так что не знаешь, где ты в безопасности... до нашего города пока не докатилось... и так хочется, чтобы все это прекратилось ,я тебе передать не могу!!! Когда люди массово шли на референдум, все мечтали, что все закончится или хотя бы будет намек на то, что к России присоединмся. А как итог... всё только обострилось. Второй день люди гибнут десятками, до этого речь шла об единицах... пишу тебе и ком в горле...

    • так скоро это конечно не закончится! у нас в Казахстане однажды было такое - 16 декабря 1986 года. Многие вспоминают этот день с ужасом, а многие как первый шаг к независимости. И у вас в стране все уладится, только конечно будет много жертв....

    • Светлана Латута, слышала, что в Донецк вчера уже ворвались? весь день взрывалось, нам слышно было, и самолеты летали. сейчас по улицам с базуками ходят, город вымер... мужа оставила дома, а он завтра на работу рвется... утром проснулась, и инетрнета нет. думала, совсем нас отрезали!!!

    • мне издалека страшно стало, я не представляю как вам там тяжело. Как сейчас? Интернет дали, значит пока на связи...

    • Светлана Латута, пока на связи, телефоны пока работают. единственное время, что я рада, что живу на окраине Макеевки, а не в Донецке. но ведь и непонятно, с какой стороны они к нам заедут. На жд вокзале вчера 2человека погибло, обычный парковщик 95-го года рождения и женщина продавец...

    • Оля, ради детей стоит сидеть дома и не выглядывать! Хорошо, что хоть школа закончилась, Сашка то дома сидит?

    • Светлана Латута, еще не закончилась, у нас учебный год до 30 мая, но я сказала, что больше он не пойдет в школу

    • вот и правильно. в таких условиях я бы в магазин не выходила

    • Светлана Латута, в донецке и не выходят... у нас пока что относительно тихо

    • а вы запаслись какими-нибудь  продуктами впрок? на всякий случай?

    • Светлана Латута, да, есть, недельку протянем. а там не знаю. свет, ук меня муж на работу порывается, а это в Донецк ехать... и не остановишь...

    • ну он же у тебя разумный человек! почему так рвется то? 

    • Светлана Латута, шеф ругается, работать надо, от плана и так отстали((( вот тебе и разум весь...

    • тут уже ничего не поделать. Муж наверняка без работы остаться не хочет

    • Светлана Латута, вот, поехал. уже доехали. с одной стороны переживаю ,что на нашей машине едут, а с другой наверное так надежнее

  • ​Да, дети через игры готовятся к взрослой жизни. Девочки играют в куклы, а потом становятся мамами. Мальчики в войнушку и идут в армию. Мир легче познается через игру. И в сложных ситуациях, самый верный способ отвлечь ребенка-это предложить поиграть. Сколько фильмов где мама с ребенком попали в беду и мама чтобы ребенок не пугался играет с ним, например, если в дом вор ворвался, она говорит поиграем в прятки, только сиди тихо-тихо. и таких примеров полно

  • ​Бррр, холод по коже... А ведь и правда жизни в том что в ней далеко не всё муси-пуси. И готовится к этому нужно.

еще рекомендуем