1
514

Звуковая культура речи дошкольника

 

null

Чтобы воспитать у ребенка звуковую культуру речи, необходимо пользоваться упражнениями, в которых особое внимание уделяется плохо выговариваемым звукам. По достижении 5-летнего возраста малыш отличается правильным произношением всех звуков.

Упражнения для развития звуковой культуры речи

Для занятий с малышом, достигшего 5 летнего возраста, необходимы упражнения, в которых слова анализируются по звукам.

С этой целью используются потешки, стихотворения и скороговорки, особенно те, которые отличаются множественным повторением трудно произносимых звуков. В начале, ребенок должен проговаривать фразы за взрослым, а потом указывать чаще всего повторяющийся звук.

Как правило, целью данных занятий является помощь ребенку в выработке правильного произношения определенных звуков и развитие речевого слуха.

Развитие звуковой культуры речи: сложная буква «Ш»

Очень эффективным считается занятие, целью которого является оптимизация произношения звука «Ш».

В качестве вспомогательного материала попарно используются различные предметы (муляжи, игрушки, картинки): вишня – яблоко, лошадь – корова. Их подбор осуществляется так, чтобы в названии одного был звук Ш, в во втором – нет.

 

null

Взрослый зачитывает какое-нибудь стихотворение, акцентируя внимание на звуке «Ш» (произношение этого звука более протяжное и громкое). Затем он спрашивает у малыша, заметил ли тот частое повторение какого-нибудь звука и какой это звук. В случае правильного ответа взрослый рассказывает ребенку о правилах произношения звука «Ш»:

  1. Кончик языка поднят кверху.
  2. Губы вытянуты вперед.

Необходимо на собственном примере показать, как произносить звук и попросить ребенка повторить увиденное. В это время взрослый должен следить за правильным выдвижением его губ. Далее малыша просят показать шипение змеи и шум деревьев. Он должен уловить разницу между произношением звука «Ш» в этих двух ситуациях.

После этого ребенок работает с картинками и выбирает рисунки, названия которых содержат наш звук. Следующим этапом является выбор из подобранной пары того слова, в котором есть звук «Ш». Также можно предложить ребенку самому вспомнить слова, содержащие искомый звук. Важным моментом является тщательный разбор допущенных ошибок.

Развитие звуковой культуры речи малыша не заканчивается работой над произношением. Важны и такие элементы, как: темп, дикция, интонация, умение регулировать силу голоса.

Комментировать от
или
  • Для нас очень полезная статья,нам 3 и мы плохо говорим,вот занимаюсь с ребенком по книжке логопеда.

    еще рекомендуем