3
2055

Задания по развитию словаря дошкольника

 

null

Еще будучи дошкольником, каждый ребенок должен овладеть достаточным словарем, который позволит ему не только общаться со своими сверстниками, но и поможет успешно обучаться в школе, легко понимать литературу и т.д. Именно поэтому дошкольная педагогика считает развитие словаря дошкольника одной из важных задач в развитии его речи.

Развиваем словарь дошкольника: синонимы и антонимы

Словарная работа с детьми предусматривает встречу с синонимами. Они представляют собой слова, которые имеют похожее значение, но звучат по-разному. Изучение синонимов необходимо для понимания различных значений многозначных слов. Также оно способствует обдумыванию смысла некоторых слов и помогает красиво высказываться, избегая повторов. Если дети научаться подбирать синонимы, их речь станет более оформленной.

Польза от работы с антонимами заключается в сопоставлении явлений и предметов внешнего мира. Кроме этого, антонимы представляют собой средство выразительности речи. Для подбора антонимов используются различные картинки и предметы. Также приемлемо использование упражнений и без наглядного материала.

Упражнения на расширение словаря дошкольника

 

null

Упражнения с отдельным словом уточняют значение тех слов, которые ребенок уже знает, и систематизируют имеющиеся у детей знания и представления. У детей, к примеру, спрашивают, что может быть голубым? Полученные ответы характеризуют разные значения этого прилагательного. Вначале дети подбирают синонимы и антонимы с большими трудностями. Однако, освоив смысл предложенных им заданий, например: «Придумайте слова, которые имеют похожий смысл», большинство проблем будет решаться.

Для подбора синонимов и антонимов эффективно применение специальных речевых ситуаций. Основной их смысл заключается в постановке детей в  условия, которые требует определенного словесного обозначения. Детям описывают ситуацию, а они дают ей название. Такие задания непродолжительны и могут быть применены во время прогулки.

Для развития правильного употребления слов пользуются заданиями на создание предложений с определенным словом, в качестве которого выступают многозначные слова. Эти упражнения способствуют правильному пониманию значения слов и грамотному употреблению их по смыслу.

Активизировать словарь можно с помощью составления загадок самим ребенком. Он должен правильно обозначить качества предмета и действия, которые с ним выполняются.

Выполняя подобные задания, дети обучаются точно выражаться  и выбирать те слова, которые точно обозначают действие, предмет, качество.

Комментировать от
или
  • Я со своим сыном, которому 2,8 пока только играем в ассоциации - ему это очень нравиться. Думаю года через полтора, а то и раньше можно будет и с синонимами попробовать.

    • Да, это важные вещи. Мы родители всегда хотим только хорошего и стараемся для этого, но есть моменты которые мы все таки не знаем и тут нам помогает методика. И хотя все книги уже давно написаны и сейчас все только друг у друга переписывают, все равно много полезного

      • Хорошиен идеи. Мы играем на улице, когда идем в парк или к друзьям в "Угадай, про что я". Самый главный критерий, чтобы описать предмет или событие или процесс, без его называния. Выигрывает тот, кто не нарушит правила и все его описания будут отгаданы.

        Например: Про что я? Это надо делать, но очень не хочется, потому что еще не проснулся.

        Ответ: Умываться и чистить зубы.

        И загадка и подыскивание слов "вокруг да около"

        еще рекомендуем