9
2522

Как проводят диагностику развития среди дошкольников?

null

Малыши в возрасте до 6 лет делятся на 2 возрастные группы. Первая группа – младенцы, от рождения до 3 лет. Вторая группа – дошкольники, от 3 до 6 лет. Диагностики развития бывают, как для обеих групп в целом, так и для каждой группы в отдельности. Диагностика развития дошкольников проводится по шести основным направлениям: диагностика речи, внимания, памяти, мышления, личности, а также определенных навыков учебной деятельности.

Вам понадобятся различные материалы для диагностических методик.

1) Диагностика внимания. Психологи утверждают, что в таком возрасте у ребенка должны быть сформированы 3 аттенционных (связанных со вниманием) навыка. Малыш должен уметь выполнять специальные задания, у которых постепенно повышается уровень сложности. Ребенок должен помнить инструкцию в течение всего задания. В случае, если ребенок забывает инструкцию, это означает, что существуют некоторые проблемы в развитии малыша. Третий навык – самоконтроль. Для данной диагностики подойдут такие задания, как «Найдите 10 отличий», «Пройдите лабиринт», «Найдите 2 одинаковые картинки» и другие.

2) Диагностика памяти. Такая диагностика проводится по трем базовым направлениям таким, как кратковременная память, долгосрочная и ассоциативная. Нужно заниматься с ребенком развитием памяти пока он не научится справляться с соответствующими заданиями. Для диагностики памяти можно использовать следующие задания: разложить перед ребенком разные картинки или игрушки, попросить малыша запомнить порядок, в котором они разложены. Затем малыш закрывает глаза, а взрослые перекладывают картинки (игрушки), а некоторые убираются. Открыв глаза, ребенок должен восстановить порядок и сказать, каких картинок не хватает.

Для диагностики долгосрочной памяти можно дать малышу тест из нескольких вопросов. Например, «Сколько дверей в бабушкином доме?» или «Что ты кушал сегодня на обед?». Для того, чтобы диагностировать ассоциативную память нужно давать задание на составление связей, например дождик и лужа, корова и молоко.

3) Диагностика мышления. У малышей дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Задания должны быть следующие: малышу можно показать картинку, на которой изображена какая-нибудь ситуация. Ребенок после изучения картинки должен подробно рассказать, что на ней происходит. Исходя из ответа, можно поставить оценки по четырехбальной шкале.

4) Диагностика речи. Здесь масса различных методик диагностики. Типы заданий: «Скажи, максимальное количество слов на букву…», «Составь предложение из слов …» и т.д. Уровень развития речи определяется по совокупности результатов.

5) Диагностика навыков учебной деятельности. Это диагностика для детей в возрастной категории от 5 до 6 лет, для того, чтобы понять готов ли малыш к учебным занятиям. Потому что учебная деятельность в школе и игровая в детском саду сильно друг от друга отличаются. В учебной деятельности очень важно умение концентрироваться на задании. Отличной диагностикой является задание под названием «Бусы». Ребенок должен нарисовать 5 бусинок, которые будут соединены одной линией, проходящей через центр каждой из бусин. Бусинки должны быть разноцветными, центральная бусина – обязательно синяя. Еще одна методика «Рисунок по клеточкам». В месте пересечения клеток малышу следует поставить карандаш. После взрослые говорят малышу, насколько клеточек ему нужно двигаться вниз, вверх, налево либо направо. В итоге должен получиться рисунок. Оценка таких заданий проводится по четырехбальной шкале.

6) Диагностика личности. В этой диагностики самое большое количество вопросов для изучения. Это и уровень самооценки, и восприятие своего «я» в окружающем мире, и осознание своей половой принадлежности и многое другое. Лучше всего здесь использовать картинки – тесты, типа «Нарисуй свою семью вместе с собой» и т.д.
 

Комментировать от
или
еще рекомендуем