19
482

Приказано выжить ...

                                   

null

 

                                         

                                  Порка - как  болевое  закаливание                                       

 

Об  этом  пишут  редко .  Стараются  обходить  эту  тему  стороной . Действительно , что  еще  за  больные  выдумки , причинять  детям  боль  просто  так , без  всяких  проступков , ради  самой  боли...

           Однако , прежде  чем  возмущаться , стоило  бы  заглянуть  в  историю  человечества  и  обнаружить  там , что  наши  прапрапредки  признавали  только  такое  применение  розги  к  ребенку . Слово  «инициация»  совершенно  исчезло  из  сегодняшнего  языка  и  лишь  прилагательное «инициативный»  еще  как - то  напоминает  о  его  былом  существовании . Инициация - торжественное  посвящение  в  члены  племени  у  примитивных  первобытных  народов ,  - читаем  в  словаре . Инициация - всегда  болевой  экзамен , праздник  выносливости , мужества , бесстрашия .Возраст  инициантов  колеблется  от  5  до  14  лет. Этнографами  подсчитано , что  в  76%  испытаний  мальчиков и  в  43%  испытаний  девочек присутствует  порка . Причем , отнюдь  не ритуальная,  для  галочки , а почти  всегда  до крови, поскольку  во  многих    племенах , считается  необходимым  посвящаемым  «открыть  кожу»  и  стимулировать  тем  самым  рост организма . Так ,мужчины  африканского  племени  Зуньи, с  усердием  стегают  хлыстами  своих «взрослых» 5 -летних  сыновей , становящихся  с  этого  дня  членами их  мужского  союза .Кричать, плакать , проявлять чувства  испуга  во  время  этого  испытания  не  только  позорно , но и  очень  опасно для  мальчика . Без мужского  союза  он  не  может  быть  признан  племенем  как мужчина .

        Ну , и  что  из  этого , скажите  вы , какое  отношение  это  имеет  к  нашему  времени и  вообще к в  воспитанию  современных , а  не  первобытных  детей ? Самое  непосредственное . Сегодня  мы  все  чаще  говорим  о  том , что все  воспитание  можно  свести  к одной  формуле - умение  выживать. Нам  стала очевидной  необходимость  учить детей  преодолевать  стрессы , закаливать  их , приучать  достойно  переносить  лишения  и  боль , с  честью   выходить  из  критических  ситуаций . Но  как  это  сделать ?  Не  секрет ,что  для  большинства   современных  мальчишек  и  девчонок  единственной  внутренней, пережитой  стрессовой  ситуацией  была  родовая травма , стресс  при  рождении . А  дальше ?  Не  от  того  ли  из статьи  в  статью  кочует  цифра  - 80%  детей  сегодня  страдает  теми  или  иными  формами нервных  и  даже  психических  расстройств .

              Совершенно  понятно , что  для  того ,чтобы  дети могли  без  ущерба для  своего  нервного  здоровья  переносить  стрессовые  ситуации , к  ним  их  необходимо приучать  постепенно . Еще  в  17  веке  английский  философ  и  педагог  Джон Локк , обращаясь  к  родителям , писал : «Я  не  хочу , чтобы  детей  часто  били  за  проступки , так   как  не  хочу , чтобы  они  телесную  боль  считали  величайшим   наказанием .Но  на  этом  же  основании  я  хотел  бы , чтобы  им  причиняли  боль  даже  при  хорошем  поведении  с  их  стороны, с  той  именно целью , чтобы  они  смогли  научиться  переносить  ее , не  видя  в  боли  величайшее  из  зол».

     Действительно , боль  может  быть  использована  как  искусственный  создатель  мини  стрессовой  ситуации. Этим , кстати , много  веков пользовалась  наша  русская народная педагогика . Я  имею  ввиду  знаменитые  субботние  порки  детей . Если  отвлечься  от  их   религиозной  начинки , то  они  ничто  иное , как  несколько  необычный  психотерапевтический  сеанс , своеобразный  болевой  катарсис, очищение  через  боль, освобождения  от  накопившихся  эмоций , груза  переживаний  и  возможного  чувства  вины . Другое  дело , что  внешне  эти  субботние  порки  всегда  оформлялись только  как  наказание. Иначе , впрочем , быть и  не  могло . У  тех «диких»  племен  наказания  поркой  не  существовало  вообще . Наказывали  детей , по  сегодняшним  меркам , весьма  экзотично- дымом , перцем, а чаще  всего  строгим  словом . И  даже , когда возникала  необходимость  достичь  сильной  боли , например , ирокезы , обращались  за  помощью  к  колдуну  , чтобы  «изгнать  злого духа   из  непослушного мальчика» . Тот  и  изгонял...Весьма  оригинальным  способом - дергая  провинившегося  ребенка  за  половой  член . Розга  же  приберегалась  для  инициации . Оно  и  понятно . Невозможно  совместить  качества  характера  поддерживающие , укрепляющие  личность - волю , мужество , бесстрашие  с  противоположными - страхом , боязнью  боли , стыдом . Или  то , или  другое - третьего  не  дано . Его  и  нет.

С  распространением  христианства  в  мире  утвердилось четкое  представление о  порке только  как  о  наказании . Более  того  о  наказании , воспитывающим  пресловутый  «страх  Божий» , позорящем  и  глумящимся  над  провинившимся  ребенком . Все  эти  «постыдные  оголения» , спектакли  в  женских монастырях , в  которых  девочки  послушницы  должны  были  целовать  карающую  руку  или  лизать  ботинки  сестер - воспитательниц , - все  это  постепенно  превращало наказательную  порку  в  фарс , смещало  ее с поля  педагогики  на  поле  сексуальной  патологии.Христианство - религия  страдания , без  него  оно  задыхается , чахнет.  Поэтому  не удивительно , что  розга  для  многих  священнослужителей  стала  объектом  поклонения: «Целуйте  розгу, бич  и  жезл  лобзайте,- говорится  в  стихотворном  переложении молитвы  17  века ,-  их  суть  безвинна , почаще  к  детям  применяйте» . Или  вот  еще: «Благослови,  Боже , растящие  леса , добрые  розги  родят  они , на  долгие  времена !». Стоит  ли  удивляться после  таких страстных  признаний , а  ими  буквально  нашпигована  средневековая  богословская  литература ,  что  применяемая  сплошь  и  рядом , за проступки  и  без  них ,  порка  утратила  всякий  смысл , и  уже в прошлом  веке  не воспринималась  серьезно  самими провинившимися. «.. когда  меня  стали  часто  сечь , писал С. Сычугов  в  «Записках  бурсака»,- я подобно  большинству своих  приятелей стал  ходить  в  классы в  синем  халате , сюртук  же  надевал  только  по  праздникам . Туалет  мой  состоял , значит, лишь  в  том , чтобы  развязать  веревку, поддерживавшую  портки , а  остальное  было  делом  держателей : одни  поднимали  халат  на  голову , другие  тащили портки  вниз. И  я  являлся  в  адамовом  виде  перед взором плотоядно смотрящего на меня  учителя . Таких  порок  было  иногда  по  три , четыре на день  и очень  скоро  я перестал  придавать им  какое - либо  значение».

       Сегодня  все  мы  полными  пригоршнями  черпаем  этот  с  позволения  сказать  «опыт». Редко найдешь  семью, в  которой  бы  детей  не  били . Еще  реже , ту , в  которой  наказывали  поркой . Вымещали  злобу -да , тешили  собственные  нереализованные  сексуальные  комплексы - конечно, а  вот наказывали...

   Еще  более  темный  лес  для  современных  родителей  порка  как  испытание. Между  тем,  это  было  ее  первое  и  основное значение . Человечество  уже  имело  положительный  опыт  болевого  закаливания , и  не  только  опыт , но  и детально  разработанную систему тренировок. Да, это  воспитание спартанских  мальчиков  и девочек . Многим  оно  может  показаться  слишком  аскетичным , малочувственным  и  прагматичным ,направленном  на  конкретные  военные  нужды  тогдашнего  спартанского  государства . Это  не  совсем  так .Законы Ликурга  возникли  не  на  пустом  месте. Легендарный  законодатель , конечно  же, знал  опыт  болевого  закаливания , накопленный  древней  практикой  инициаций. Он  попытался  наложить  его на  существовавшую  в  то  время  систему  воспитания  детей .Получилось  замкнутая  система  - три  «З» .

Комментировать от
или
  • Не вижу ничего плохого в наказании ребенка ремешком за какой то проступок.Но это только в младенчестве, потом нужно учиться договариваться. А порки по субботам можно заменить другим наказанием:например, если за неделю были двойки, то отменяется поход в парк!

    • Николай,прямо жуткая тема,вот меня в детстве ни разу не ударили и знаете это меня никак не испортило( не пью,даже курить не пробывала-и нет желания,школу не прогуливала).а родители для меня всегда остаются авторитетом. и есть примеры друзей которых секли почем зря... которые из дома сбегали и с родителями совсем не общаютя,или общаются на мате!!!

      • Автор чистый садист. Можно ребёнка ещё утюгом жечь. Иголками колоть. И пороть кнутом, каждый день. Потом жену скалкой отъиметь. И соседей всех. Автор псих.

        • У меня вскипел мозг от статьи . Порка по моему это именно мера наказания и ядумаю ,что по настоящему любящему родителю будет гораздо больней от этой порки ежели провинившемуся чаду....А испытывать нас будет кое - кто ДРУГОЙ это не в нашей компетенции

          • Точно, логика просмотривается. И пример конечно такой, показательный. Но я где то уже писала, что скорее всего, такие советы, будут восприняты как самоопровдание избиению детей. Единицы готовы отнестись к этому также...рационально, как семья из примера..

            Я то точно не готова)))

            • Читая подобные статьи, переодически наталкиваюсь на мысль о том, что шлепать ребятишек, нужно остыв от их шалостей и с "холодной головой". Не могу себе любящую мамочку, котора назначила "порочный день" и бьет своего ребенка за то что он натвори несколько дней назад.

              • Эти самые "суббботние порки были и естьв руском быту. Вот письмо одног из немногих интересующихся воспитанием отцов:

                СУББОТНИЕ  ПОРКИ

                В нашей семье трое детей : сыну 13 лет, девчонкам 11 и 10. В начале мы с мужем разделяли всё ту же распространённую точку зрения на воспитание, по которой «бить детей не педагогично». Соответственно, никакие физические наказания у нас в доме не применялись. Года 3 назад эта наша уверенность стала колебаться, и после многих разговоров мы решили попробовать ввести в семейный обиход  ремешок. Результат, признаюсь, превзошёл наши ожидания: дети очень быстро подтянулись в учёбе, стали аккуратнее и послушнее. При этом всех тех негативных последствий, которые так любят предрекать педагогические теории, напрочь не было – ни отчуждённости, ни нервозности, ни признаков «забитости» мы в детях не рассмотрели, как ни старались. Отношения у нас у всех по-прежнему прекрасные, дети всё такие же выдумщики, в глазах те же озорные искорки. Но при этом они знают, что за серьёзные провинности будут наказаны. Довольно скоро мы поняли, что разбирать детские грешки «по горячим следам» у нас получается плохо. Дело в том, что мы с мужем приходим домой не очень рано, те 2-3 драгоценных часа, которые мы по вечерам общаемся с детьми, ужасно не хочется тратить на разборки. В конце концов, дети должны ждать родителей с радостью. А если кого-то одного приходится наказывать, то это, конечно же, портит вечер всем. Обсудив это все впятером, мы решили перенести все разбирательства на конец недели. Традиционная для этих дел суббота была выбрана вовсе не ради поддержания стародавних традиций: просто в этот день мы с мужем дома, а у детей короткий школьный день. К тому же, лучше разом покончить со всем неприятным и радоваться выходным.
                     Перед обедом все уже в сборе, тогда у нас и происходит заведенный «разбор полётов». Просматриваются все дневники, вспоминаются и хорошие, и плохие поступки за неделю. Чаще все эти подведения итогов остаются просто разговорами. Но если кто-то набедокурил достаточно серьёзно (сюда входит и лень, и выдающееся разгильдяйство, и крупное непослушание), то назначается порка. Обычно её получает кто-то один из детей, иногда двое. Чтобы в одну субботу приходилось пороть всех троих – это крайне редко. Вопреки «домостроевским» традициям, у нас в семье детей наказывает мама, т.е. я.
                J К этому моменту провинившиеся уже вполне понимают свою вину, поэтому принимают заслуженную порку без истерик.  (Хотя и без слёзок она не обходится.) После всех этих неприятных процедур у нас бывает традиционный совместный обед – окончание прошедшей школьной недели. После этого мы целых полтора дня вместе, стараемся чтобы детям в выходные было интересно.  Пишу всё это для того, чтобы категоричные (узнаю себя лет 5 назад! J) сторонники воспитания без физических наказаний задумались. Нет-нет, я никого не призываю копировать опыт нашей семьи – да это и невозможно. Просто жизнь сложнее любых теорий. Наши дети не воспринимают порку как насилие над свободной личностью и нарушение прав человека. Польза налицо. И отношения в доме отличные.

              • Конечно, против фактов не попрешь, даже англичане говорили: "Пожалеешь розгу - испортишь ребенка", но для меня это все равно не приемлемо.

              • Потом такие дети ненавидят своих родителей. Я вообще не понимаю такого. Представляю, с какой "радостью" дети ждут субботу. Зная, что в субботу обязательно кто-то будет выпорот. Кошмар! Это просто больные люди. Вот им то как раз и нужна помощь специалиста. Нормального, квалифицированного психотерапевта.

              • Мне вообще кажется ,что так делают люди неудовлетворенные,ни в жизни,ни в любви...

              • Полностью согласна с вами, ведь одно дело, легонько шлепнуть по попе за шкоду, а совем другое, целенаправленно побить

              • Это мазохисты я уверена.просто стесняются об этом даже думать,а выброс нужен,вот бедные дети и страдают((((ужасно конечно(((

              • Да ,вот и мне эти избиения детей не понятны ,мне кажется сейчас люди уже пришли к тому ,что можно все решить разговором ,а не кулаками!

              • абсолютно согласна, что бить надо с холодной головой и любящим сердцем. Но у меня как-то получается в пылу горячей ярости шлепать)

              • Если честно - жесть какая-то. Хотя просматривается некая логика. Все же хочется верить что можно обойтись без телесных наказаний.

              • Вот, и я о том же, как то не могу себе представить, то что я поднимаю руку на свою дочь уже когда остыла и прибрала следы ее шалостей

              • Вы еще слишком малы для таких наказаний. А вообще то наступает такой период, когда никаких нервов не хватает! 

              • Скорее всего ты права, мы еще не доросли до того, что бы полноценно трепать родителям нервы. Но, думаю, что когда дорастем, я придумаю порке, какой нибудь альтернативный вариант

              • Ксения,ты же шлепаешь так что просто больше обидно,чем больно.- ты же не берешь ремень,ставишь ребенка в позу и давай пороть,чтоб попа синяя была. ведь это разные вещи.

            еще рекомендуем