16
72

IQ ваших юных гениев

null

 

Современные мамы воспитывают детей с большим рвением: тщательно выбирают методику, соблюдают рекомендации специалистов, отмечают результаты, набираются опыта. Но было время, когда авторы систем раннего развития (врачи, педагоги, психологи) сами стояли у истоков своих будущих открытий, испытывая на себе все возможные трудности первопроходцев. Семья Никитиных в середине XX века, сама того не желая, совершила переворот в мире педагогики, возведя систему воспитания своих малышей в ранг одной из самых популярных методик раннего развития детей в нашей стране. Но это потом. А сначала Елена и Борис Никитины шокировали своими методами воспитания всех, кто имел хоть какое-то отношение к детям: от родителей и бабушек до медицинских работников и кандидатов педагогических наук.

Семеро по лавкам

У каждого основателя методики раннего развития детей свои принципы, основы, убеждения и своя личная жизнь. Так, к примеру, выдающийся врач-нейрохирург Глен Доман вместе с супругой Хейзел воспитывал одного сына, актриса и автор книги „Поверь в свое дитя" Сесиль Лупан вырастила двух дочерей, итальянский педагог и психолог Мария Монтессори всю свою жизнь посвятила исследованиям в области педагогики, так и не познав радости материнства. Герои этой статьи — не только авторы методики раннего развития, но и родители семерых детей.

Знакомьтесь — отец многодетной семьи Борис Николаевич Никитин. Родился будущий педагог в 1916 году. В возрасте двадцати пяти лет, окончив Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, был принят на службу в истребительную авиацию. Спустя четыре года после окончания войны вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу. В 1958 году Никитин организовал и возглавил группу прогрессивно настроенных педагогов. В тот знаменательный год Борис Николаевич познакомился со своей будущей женой Еленой Алексеевной, в прошлом школьной медалисткой, ныне педагогом. Елена (в те времена еще Литвинова) была младше Никитина на четырнадцать лет. Встреча произошла в поселке Болшево (Московская область) на совещании, посвященном „программе воспитательной работы в школе". В Болшево и остались жить молодые супруги, слава о которых за короткое время распространилась по всему миру.

Спасибо диатезу
Начало методике было положено случайно. Старший сын Никитиных страдал диатезом, справиться с которым было не под силу ни родителям, ни врачам. Чтобы как-то облегчить состояние малыша, мама стала ненадолго, но часто выходить с ним на балкон или за дверь, на холодный воздух. Неожиданно это дало положительный эффект: сыну постепенно становилось лучше, а Борис с Еленой сделали соответствующие выводы о пользе холода и закаливания. Супруги стали изучать традиции и обычаи разных народов и пришли к выводу, что новорожденные гораздо крепче и выносливее, чем нам кажется. Финны парили младенцев в бане при температуре +50оС, тунгуски рожали на улице в сильнейший мороз. И детки не болели! А вот взращиваемые в комфортных городских условиях современные малыши постоянно простужаются. Вскоре соседи Никитиных могли наблюдать картину, леденящую кровь: по снегу босиком прогуливались дети.

Для того чтобы проникнуться атмосферой, в которой жили Никитины, давайте немного уйдем с заснеженной улицы и на минутку заглянем к ним в гости. Дом, как и полагается, у такой семьи светлый и просторный. В прихожей большая часть стены отведена под полки с обувью, вешалка гнется под тяжестью курток и пальто.

На кухне вместе с мамой хозяйничают девочки: кто-то помогает замешивать тесто для пирожков, кто-то домывает посуду, оставшуюся после завтрака, кто-то расшивает цветами платье.

В мастерской в компании с папой (а не под его руководством!) что-то ремонтируют ребята. Краски и инструменты, проволока и листы фанеры, разобранные моторы машин и различные железки — любимые детские сокровища.

Особая гордость дома — спортивная комната, в которой к большой радости малышей есть подвесной канат, спортивные кольца с турниками, две лесенки, гири, всевозможные игрушки и большущий матрац. Всюду раздается смех и разливается по комнатам какое-то особенное семейное счастье, от которого становится так тепло и уютно, что и уходить не хочется. Оттого-то народу в доме Никитиных всегда было очень много — вечно напрашивались в гости приятели детей, находили повод зайти друзья и знакомые.

„Ну хорошо, — говорили они поначалу, — конечно, малыши могут развиваться намного быстрее, но нужно ли это, не лишаете ли вы их счастливого беззаботного детства?" А через некоторое время, понаблюдав за веселыми и шустрыми крохами, признавались: „Действительно, дети у вас такие крепкие, развитые, радостные. Счастливые вы родители!"

Как Никитиным удавалось все успевать: воспитывать семерых детей, уделяя внимание каждому, писать книги, общаться с единомышленниками, разрабатывать новые развивающие игры? В чем секрет их методики?

Шесть ошибок

Воспитывая детей, Никитины заметили, что, создавая малышам определенные условия, можно способствовать развитию их интеллекта. К примеру, не обязательно дожидаться положенного возраста для начала обучения ребенка грамоте, лучше подкинуть годовалому карапузу в корзинку с игрушками кубики с буквами. Следом за буковками в жизни крохи так же ненавязчиво появятся книжки, цифры, географические карты и прочие любопытные вещи.

Чуть позже появился термин НУВЭРС, который расшифровывается как Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

То есть для максимального раскрытия любой способности есть наиболее благоприятные моменты.

Если упустить время, потенциал нереализованной способности неизбежно угасает. Другими словами, важно как можно быстрее предоставить детям шанс естественным образом развивать и взращивать в себе таланты. Активное обучение малыша Никитины рекомендуют начинать уже с полутора лет, избегая шести вещей. Вот они.

1 Излишняя организованность
Используя временные рамки и предписания, мы лишаем ребенка возможности проявлять самостоятельность и таким образом тормозим его развитие.

Вместо того чтобы отводить специальное время для тренировок и занятий, предоставьте малышу возможность научиться прислушиваться к себе, к своим желаниям и выбирать как само действие, так и время для него. Ваша задача — создать крохе условия. Он любит рисовать? Отлично! Вешаем вдоль стен на уровне роста ребенка листы ватмана, оставляем на видном месте фломастеры и наслаждаемся веселыми рожицами, солнцем, цветами, появляющимися тогда, когда захочет малыш. Он, а не вы.

2 Отсутствие сплоченности
Мамы и папы частенько пренебрегают теми возможностями, которые открываются при совместном труде: уборке квартиры, приготовлении обедов, прополке огорода. А ведь именно такая деятельность — самый эффективный вид общения родителей и детей.

Поверьте, для малыша нет ничего более приятного и интересного, чем заниматься вместе с вами общим делом. С каким важным видом карапуз, едва научившись ходить, орудует тряпочкой и помогает вам мыть пол! Как светится от счастья малышка, чья мама с радостью отозвалась на предложение вымыть посуду! Эти единство, сплоченность и чувство команды поистине бесценны.

3 Лишняя одежда и калорийная пища

Умственные способности ребенка зависят от его физического состояния. А со здоровьем у современных малышей, которых постоянно кутают и пичкают деликатесами, дела обстоят хуже некуда. Перегревание и переедание пагубно влияют на развитие, в то время как пользу от закаливания и правильного питания трудно переоценить.

4 Неравномерное развитие
Неверно поступают те родители, которые уделяют больше внимания тренировке ума, а не тела.

Учеными и врачами всего мира неоднократно было доказано, как благотворно влияет на развитие умственных способностей физическая активность. Позволяйте малышам много двигаться. Зарядка, пробежка (не обязательно в строго определенное время, а когда кроха хочет), закаливание, активные игры — все это должно быть для ребенка таким же естественным процессом, как ежедневный обед.

5 Равнодушие и безучастность
Не ограничивайтесь в общении с малышом лишь механическими действиями: накормить, напоить и спать уложить.

Очень важно, несмотря на занятость и суету, принимать участие в играх, соревнованиях, да и вообще в жизни детей. Как здорово искренне восхищаться своим ребенком, не скупясь на похвалу и получая взамен доверие и любовь!

6 Помощь и поддержка
Если кроха способен справиться с каким-то делом самостоятельно, дайте ему возможность проявить инициативу и любознательность.

Малыш долго не находит нужную картинку, смущается и суетится? Не стоит торопить и подгонять кроху или, того хуже, выполнять задание за него. У каждого из нас есть право на ошибку и на то, чтобы исправить ее самостоятельно. Все приходит с опытом, не лишайте ребенка возможности проверять свои силы, искать новые пути и решения.

Делай, как я!

Все перечисленные запреты и являются основой методики Никитиных. Соблюдая эти нехитрые правила, супруги на примере собственных детей доказали эффективность своей системы воспитания. Ее результаты ошеломляют. Так, к примеру, специалисты по тестированию из Великобритании и Японии зафиксировали у детей Бориса и Елены самые высокие на планете показатели коэффициента IQ.

Любимая поговорка Бориса Никитина звучит так: „Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму". И он старался воплощать ее в жизнь. Конечно, как и в любой методике, помимо правил необходимы и учебные пособия. Игры Никитиных отличаются от других подобных развивалок многофункциональностью и безграничным простором для творчества. Их особенность в том, что они позволяют детям и родителям самим придумывать новые игры, менять правила. А поскольку уровень сложности у всех игр разный, они будут интересны малышам, начиная с двух-трехлетнего возраста и… Впрочем, возрастных ограничений не существует. Порой с заданиями не справляются и родители. Ведь, обучаясь по методике Никитиных, невозможно оставаться простым наблюдателем: игры увлекают не только детей, но и взрослых, доставляя огромное наслаждение от совместного времяпрепровождения.

Игры представляют собой наборы кубиков, квадратов, конструкторов. Форма заданий очень разнообразна: это может быть подробная письменная инструкция или простая схема. В любом случае каждый раз вы и ваш ребенок будете постепенно переходить от простой задачи к более трудной и замысловатой. Многодетные родители Борис и Елена Никитины не стремились к тому, чтобы вырастить из своих детей гениев и русских Эйнштейнов. Методика их рождалась в процессе воспитания малышей, которое доставляло обоим истинное удовольствие. Муж и жена проживали и переживали каждое свое открытие, следили за реакцией ребят, прислушивались к своей интуиции. Они, как и многие родители, просто хотели вырастить своих детей здоровыми, развитыми, одаренными и счастливыми.

Не столь важно, какой методике вы отдадите свое предпочтение, в какие игры и кубики будете играть со своим крохой. Главное — чтобы ваш малыш чувствовал внимание и заботу. И если вы понимаете, что вокруг вас воцарились любовь и гармония, значит, вы все сделали правильно.

Ольга Матушкина

 

 

Комментировать от
или
  • Не могу верить человеку, который не знает, как зовут Лену Алексеевну Никитину и Бориса Павловича Никитина.

    • Я так понимаю, что вы не знакомы ни с методикой Никитиных, ни с самими Никитиными.

      В таком случае лучше воздержаться от таких категоричных комментариев :-).

      • Увы, Антон! Я знаком с Никитиными и очень давно с 1977 года,когда был у них в Болшеве и делал материал для родительской полосы в "Советской культуре".Скажите,а в чём Вы, Антон видите методику Никитиных В сочетаниии физическог и уственного развития? В пресловутом НУВЕРСе? Я не категоричен. Просто время показало,что не всегда "родители-новаторы" правы. Как,впрочем,и учителя.

    • мы же начали с юных гениев,так вот.я конечно и придерживаюсь методики Никитиных,потому что она не напрягает ни маму ни ребенка,но не стремлюсь вырастить гения,гениальность кстати такое понятие...не все гении  хорошо кончили,вернее никто из них.

      • Методика Никитиных - ничтожна по результам. Сама жизнь показала её неэффективность.

        Никто гения не может вырастить искусственно. Но составные воспитания творческой,кретивной личности известны. Я уже говорил:"2Отличительный признак благородной гениальности - сильные чувства и страсти, над которыми властвует железная воля"

        я так воспитывад свою дочку.Ей сейча 16 лет. Полюбопытствуйте, зайдите на сайт ПРОЗА РУ на автора ДЕВОЧКА НЕТ. Это она.

    • очень люблю Никитиных и стараюсь всего придерживаться,в принципе получается.потому что мои взгляды на воспитание совершенно сходятся с их позицией.

      • Только одно смущает. Дети Никитиных,когдавыросли стали более чем средними личностями. НУВЕРС - коэффициент преждевременого равития не помог. Почему?

      • честно говоря я не хочу,что бы мой ребенок был гением или что-то такое,главное,что бы челдовеком хорошим был)))

      • А что такое "хороший человек"? Что Вы, Елизавета, вкладываете в это понятие?

      • Честный,добрый,который не бросит другого в беде,который страется жить не перед кем ни склоняясь,у которого есть принципы,своя жизненная позиция...Ну что-то такое.А что?

      • А как он Ваш ребёнок: честный, добрый, со своими принципами и жизненной позицией будет всё это защищать и отстаивать? Вы уверены, Елизавета,что у него хватит воли,твёрдости характера,решительности,при том воспитании,которое,Вы собираетесь ему дать?

      • а при чем тут его АйКью?можно быть волевым человеком с твердым характером,но при этом не гениальным и честным.

      • Я говорю, Елизавета, не о коэффицинте интелектуального развития, а о наличии воли и твёрдостихарактера. Все мы всегда хотим воспитать "хороших людей". К сожалению, это получается далеко не всегда.

      • Это понятно,что мама убийцы или насильника тоже хотела воспитать хорошего человека и гражданина.но методики раннего развития как по мне тут совершенно не при чем,

      • Это не раннее - нормальное развитие.

    • про ненавязчивость это правда...я своей старшей просто "подкидывала" кубики с буковками - к трем начала узнавать буквы..складывать короткие слова из них

      еще рекомендуем