5
868

Невыносимый ребенок

null

Вас  так называли в  детстве?  Нет?  Тогда  вам  повезло. А если д  , то вы , наверняка в  полной мере   испытали на себе  и родительский  гнев, и  родительское разочарование: «у  всех  дети как дети ,  а мой...».

 Родители  обычно вкладывают в  эти слова свою горечь о  несбывшихся надеждах  о « воспитанном  мальчике»  или  «послушной девочке». Между тем ,  три обязательных  составляющих  понятия  «невыносимый ребенок» : нервность ,  агрессивность и ранняя  сексуальность , нечто иное, как  выброс ребенком энергии ,  возникшей  чаще  всего  как раз по вине его незадачливых  воспитателей. Невыносимых детей нет , есть невыносимые родители , которые создают их  по своему  образу  и  подобию .

Возьмем  детскую нервность . Из года в год, из консультации в консультацию ,  мне приходится  исправлять одни и те же  родительские ошибки  в воспитании , учить уже взрослых людей понимать не кого - нибудь , а своих же собственных детей. Оказывается , это совсем  не просто .

            Когда ко мне  на консультацию приходят  родители и говорят ,  что их ребенок «не  управляем» , «капризничает по  любому  поводу» , «весь исшалился и избаловался» , то первое  что они просят проверить - не нервный ли он . При этом почти всегда говорят , что если обнаружатся у него те  или  иные нервные  расстройства , они готовы стоически  переносить  все его «выходки», а если окажется , что  здоров , они станут его «сурово наказывать» , чтобы «раз навсегда  отучить от  капризов».

На  первый взгляд  это вполне логичное требование : нервный ребенок  «не виноват» ,  если он плохо  себя ведет , а со здорового надо спрашивать по полной  программе . Более  вредной  воспитательной установки трудно придумать !

          Чем  нервнее  ведет  себя ребенок, чем  ярче  у  него проявляются те или  иные  болезненные проявления , тем больше ему разрешается . Вскоре он начинает понимать выгоду от своей нервности и,  нередко  специально вызывает у себя подобное состояние. Оно закрепляется в сознании на всю жизнь , уходит затем в подсознание, и  затем сопровождает его по  жизни, возобновляясь  каждый  раз   при  возникновении различных критических и  стрессовых  ситуаций.

Если в семье несколько детей -  положение еще  более напряженное . Они  видят ,  что  все  родительское внимание направлено на их «нервного»  брата или сестру ,  что  «больному» достаются все ласки, что в конфликтах взрослые всегда на его стороне; и  начинают так же симулировать у себя нервность. По известной детской модели : «А  мы , что другие?» ...

            Прискорбно , но факт , для большинства  родителей становится откровением ,  что не кто - то , а именно они главная причина  нервности их ребенка и измени они  свое отношение к нему - все встанет на  свои места. Позиция  здесь  может быть только одна :  независимо от  возраста необходимо не идти на поводу  у ребенка , а давать отпор  проявлениям его нервности .

            Как это делать ? Очень просто. В семье  должно быть заведено правило : любые детские  требования выполняются родителями только , если  они выражены спокойной форме.

Тем  же методом можно отучить  ребенка от одного из наиболее распространенных , особенно в раннем детстве , проявлений  нервности - плаксивости. Сколько раз мне приходилось  убеждать родителей в очевидном . Как  только ребенок начнет говорить и  выражать словами свои желания, он должен быть отучен  от плача. Плач - это  врожденный, безусловный рефлекс - сигнал о  помощи. В грудном возрасте он один из каналов  общения малыша  с миром. Плачем ребенок сообщает , что голоден, мокрый или у него  что - нибудь болит. Но с умением говорить необходимость в  этом канале общения отпадает. Плач из здорового, как говорят психологи соннагенного фактора  в развитии, превращается в болезненный - патогенный .  Он ослабляет сопротивляемость организма к различным  заболеваниям , ослабляет нервную  и имуннную  системы.

Часто родители сами того не замечая закрепляют привычку своей дочки или сына к плачу. Срабатывает все тот  же механизм  «полезности». Заплакала , получила то,  чего хотела ,  чего добивалась. Теперь плачет  направленно, адресно , не для всех . Помните  у Корнея Чуковского в «От двух  до  пяти» : «Я плачу не тебе , а тете Симе.

 Такой «плач с выгодой» -  чисто родительское достижение . Все происходит как бы  само собой . Кто из нас , воспитывая детей, замечал такие «мелочи» -  ребенок  споткнулся , упал , встал поглядел  вокруг и как ни в чем ни бывало идет дальше. Вы не обращаете на него никакого внимания ,разве , что упрекнете:« Смотри лучше под ноги. Но, в другой раз,  так же споткнувшись он начинает реветь во  весь голос -  вы бросаетесь к  нему  с  выражением ужаса на лице, со словами утешения , ласками  - успокаиваете  и  сами закрепляете «выгодность»  плача.В тоже время , как часто когда  ребенок ждет  от  родителей слов утешения ,  тепла , соучастия - они отмахиваются  от него , занятые своими «взрослыми»  делами  и  переживаниями.

Еще более категоричным должно быть отношение к крику ребенка . Здесь очень важен  положительный  опыт, который опять - таки должны дать ребенку родители . Он должен убедиться,  что просьба, высказанная  им спокойно всегда  будет  внимательно  выслушана и,  если возможно  удовлетворена. Желание же , высказанное криком, топаньем, сопровождаемое слезами -   никогда не исполняется и может даже привести к наказанию.

Чтобы  отучить детей от крика родителям  необходимо усвоить  нехитрое правило : необходимо  самим,  требуя что -  либо от детей говорить  спокойным  тоном . Ребенок должен привыкнуть  слушаться  слова , воспринимать  прежде  всего содержание требования , а не родительские  эмоции.

 К сожалению, во многих семьях  у  детей вырабатывается  стойкий  стереотип  несерьезного отношения к  родительскому слову. Ребенок  привыкает  к  тому , что  пока взрослые  говорят  с  ним  спокойно ,  его  это не касается и говориться так , между прочим , для  того  ,чтобы  что -  либо сказать.

             Как - то  недавно ,  мне пришлось  наблюдать  такую  сцену. Во  дворе« гоняли  в  футбол»  несколько  мальчишек. Вдруг одно из  окон открылось  и в нем появилась женская голова . Несколько секунд  мать смотрела  на играющего сына, затем зевнула  и вяло  произнесла : «Антон ,  хватит гонять мяч,  иди домой, -  и тут  же закрыла  окно .Мальчишка,  которому  было лет шесть - семь - не больше, так же безразлично отнесся  к материнской  реплике . Он понял, что  идти  домой совсем  не обязательно,  что мать  говорила просто  так  «Для  порядка» , и , наверняка  уже давно забыла свои  слова . Возвращаясь  часа  через два после прогулки я по прежнему  увидел  Антона ,  бегающего  с мячом по двору . Но тут  снова открылось тоже окно и я услышал материнский крик : «  Антон - живо домой, если сию минуту не придешь , выдеру так , что неделю сесть не сможешь!» . Мальчик   сразу  же , как вкопанный остановился , попрощался с  друзьями и  побежал в подъезд .

            Не трудно догадаться , даже не  зная ни Антона ,  ни  его  матери , что мальчик приучен  подчиняться только угрозам  и крику , и пока  дело не дойдет до «выдеру» , «всю шкуру спущу»,  он слушаться удержать себя  от девальвации слова , не поддасться  соблазну превратить жизнь ребенка в нескончаемую череду окриков  и замечаний . «Не  делай ! ,  «Не  бери!» , «Не  останавливайся!», «Не  беги!» - град  замечаний.

Дети  привыкают к ним  как к обязательному  аккомпанименту, сопровождающему их существование , и не реагируют . А  мы , взрослые , не успевая проверить понято ли , выполнено ли наше  предыдущее  указание, уже  спешим делать следующее . Забывая  при  этом напрочь , что  подвижность нервных  процессов у ребенка еще  мала ,  ему  очень трудно сразу  переключиться с одного занятия на другое . Если вы  действительно  заботитесь о нервном  здоровье своих  детей , вы всегда должны помнить ,  что к любой  смене занятий  их надо готовить , настраивать , говоря психотерапевтическим  языком «давать  установку» .

            Здесь  огромную помощь родителям может оказать четкая  организация  режима дня ребенка , приучение его «слышать время»  и соотносить с ним  свои  «желания  и хотения» . Очень важно , чтобы режим дня не воспринимался бы им как инородный , навязанный родительской волей. Режим дня - это результат  совместного творчества. Уже в  четыре года ребенок вместе с родителями может вполне принять участие в его составлении. Начинать надо с тех моментов, которые соответствуют собственным желаниям детей . Спросите у  своего  ребенка когда он хочет есть , когда  хочет спать , когда  купаться . Вместе разбросайте  эти его желания по дню . Пусть напротив каждого он сам нарисует какой либо символический  значок . Например , есть -  тарелка ,  спать - подушка , купаться - волны . Ваш первый режим дня готов . Повесьте его на  самом видном для ребенка месте , лучше всего над  его кроваткой  и каждый день напоминайте ему о нем и требуйте исполнения . Это  очень важно и для воспитания навыков послушания . Требования , угрозы  и наказания  должны быть понятны ребенку и соответствовать его мировосприятию .Известный  детский  психоневролог Сергей  Файнберг , справедливо  считал , что «Первой причиной непослушания ребенка ( а в дальнейшем и наматывающихся на него клубком конфликтов и различных  нервных  проявлений )  является невыполнение предупреждений , угроз, причем невыполнимость  многих из них заранее была известна как  родителям , так  и самому ребенку» .

Позиция родителей по отношению к ребенку может быть  только одна : как можно меньше  запрещать ему , как можно  меньше ограничивать его инициативу . Режим  дня , пожалуй , единственное глобальное ограничение в его  каждодневной деятельности . Даже , говоря точнее ,  не  ограничение , а ее упорядочение . Запрещать что - либо ребенку можно лишь  в том случае ,  когда  это действительно необходимо . Но если родители пошли  на запрещение , они должны во  всех без исключения добиться  выполнения  своего  требования . Если  нет  уверенности  в том ,  что   нет реальной возможности или  условий заставить ребенка  выполнить  ваш приказ или вообще  воздержитесь от  него или дайте в условной форме , форме  совета : «Не  лучше  ли  сделать  так ?».

      Часто на  консультациях  родители спрашивают : «Как отличить детскую нервность  от  избалованности ?». Вопрос  не случайный . Обращаться каждый раз за помощью  к  специалисту нереально. Дети же  быстро смекают  «что к  чему» и начинают  активно пользоваться  выгодами и поблажками  своей  мнимой «нервности». Здесь на помощь может прийти давно используемое  в психотерапии исследование детской  нервности с помощью  рисунков.  Надо только относиться к ним не как  к ничего не значащим  «калякам -  малякам» , а видеть в них проекцию подсознательного мира ребенка в реальность , его предельно  искренний  рассказ о своих  тревогах  и  переживаниях .

           Дав ребенку задание нарисовать ( обязательно  цветными карандашами,  фломастерами или красками) как он гуляет , как проводит время в детском саду, как учится в школе, вы без  труда  самостоятельно  можете  заглянуть в его внутренний  мир . Главное - предельно серьезно  отнеситесь к детскому творчеству .

         Что же  означают  эти изображения ?.  Анализ  свыше тысячи рисунков детей  с различными  формами нервных  расстройств  показал ,  что мальчики  чаще  всего изображают  машины ,  корабли , транспорт , затем  «войну» ; девочки же  чаще рисуют природу ,  дом , людей ,  животных - то , что обычно . В выполненных по заданию рисунки на тему «Я  гуляю», «Мой двор» почти всегда  дети  изображают  только себя , показывая  на  свои проблемы общения , неприятие  со стороны  сверстников . То же самое происходит в рисунках на тему «Детский сад»  и «Школа». На них большинство  детей  изображает  себя так  же в одиночестве , реже с находящимся  рядом взрослым (родителем ,  воспитателем ,  учителем).Особенно  важное  значение  имеет  выбор  цвета ребенком. Так  яркий колорит  рисунка ,  красочное  изображение  цветов ,  лебедей , принцесс  и королей были у детей , страдающих  истерическим  неврозом . Интересные  данные  о  ребенке  можно получить ,  предложив ему  нарисовать композицию  «Моя  семья»  с использованием  красного , зеленого .  синего  и  черного  цветов. Как показало  исследование  дети -  невротики не выделяют цветом ни свою  фигуру , ни фигуры родителей . Исключением  является  синяя  окраска туловища отца детьми  с истерическим неврозом        (55 %). Это  указывает на  то ,  что  отец  для  ребенка -  источник эмоционального  успокоения ,  привязанности  и  любви . В то же время . окрашивание  своего тела  черной  краской , характерно для невроза навязчивых состояний и подчеркивает  пессимизм ребенка ,

Комментировать от
или
  • Я тоже так считаю ,что когда ребенок устраивает истерики ,то на поводу идти нельзя ,нужно обьяснять ,что мама выслушает его когда он перестанет плакать ,я так и поступаю.

    • Как много букв, и ведь вроде бы со смыслом, будем читать)))

      • Я считаю невыносимых детей нет . А если и так ,то где то упущение родителей.

        • я немножко кнечно запуталась от кличества информации,но тоже хочу провести эксперимент.Хотя и так знаю,что когда мы думаем ,что наш сын вредный,он наверное то же самое может сказать о нас))

          • И мне хочется потом провести такое исследование, интересно узнать такое по рисунку 

            еще рекомендуем