0
178

Общие признаки каприза

Общие признаки каприза фото 1

Нет более расплывчатого, более произвольного по­нятия, чем «каприз»; нет более частого в обиходе слова, о котором меньше всего думают, применяя его к детям, чем слово «каприз». Все, что ребенок выражает настро­ением больше, чем словами — менее логично, а более эмотивно. Всякий поступок его или настроение, непосле­довательные по существу и форме даже у вполне нор­мального ребенка, всякое своеобразное выявление им своей инициативы, настойчивости, не находящее себе должного отклика у взрослого, наконец, все то, что не­понятно в поведении ребенка и что придает ему харак­тер неопределенной реактивности квалифицируется как каприз.

Пределов этому понятию, признакам его определя­ющим,— нет; они безграничны и расплывчаты. Один и тот же поступок иногда считают капризом, а иногда — нет; очевидно, не столько разбираются в сущности пове­дения ребенка, сколько повинуются собственному наст­роению. В определении понятия «каприз» играет роль не столько характер поступка ребенка, сколько настрое­ние, культурный уровень, характер взрослого, обстоя­тельства и среда, в которых выявляются капризы ре­бенка.

Возникает вопрос: есть ли самое понятие «каприз» современное или отжившее. Как мы увидим дальше, каприз проявляется в результате весьма разнообразных причин.

Некоторые причины каприза — психическая или физическая болезнь, например, остаются и в настоящее время и потому эта группа капризов, которые мы назы­ваем физическими или психогенными, должна остаться и в настоящее время, но с той разницей, что трактовка, взгляд на каприз данного происхождения в настоящее время уже иной. Более вдумчивое, педагогическое и ме­дицинское углубление в этот вид поведения должно по будить к признанию его не капризом, а своеобразным симптомом болезни; в этом аспекте оно лишь внешне сохраняет характер каприза, в действительности же это ложный каприз, псевдокаприз, симптом болезни.

Первый тип капризов — бытовые. Эти капризы — про­дукт неправильного воспитания, ненормального уклада жизни; с устранением этих факторов быта должны ис­чезнуть и капризы, исходящие из них. Коллектив (ясли, детские сады и школы) и труд (режим яслей, детских садов и школ), проникшие сейчас в жизнь ребенка с самого раннего возраста, исключают возможность бытовых капризов или в значительной степени уничтожают почву для этого рода капризов.

Однако в возрастных физиологических условиях (по­вышенная эмоциональность, неразвитый еще контроль коры головного мозга) детей раннего возраста заложена возможность капризов, и если последние в коллективах благодаря рациональному воспитанию в значительной мере исчезли, то в семье они еще встречаются. В этом отношении семья, даже высококультурная, но не объек­тивно, а слишком субъективно любящая своего ребенка, сохраняет условия для капризов. Не нужно ли ввиду этого изъять ребенка из семьи? Конечно, такого вывода делать нельзя. Семья — это символ любви к ре­бенку, та любовь, которая в педиатрии отмечена терми­ном «мама-терапия» и которая входит в понятие эмоционального тонуса, стимулирующего силы ребенка и способствующего правильному его развитию; вне положительного эмоцио­нального тонуса не может жить и развиваться ребенок.

 Состояние внутреннего благополучия или неблагополучия, довольства или недовольства, повышенных или пониженных духов­ных и физических сил, активность. Эта любовь, скажем мы, не умом, а сердцем, и она является весьма ценным воспитательным средством; эта любовь — фон для воспитания, она одухо­творяет воспитание.

Коллектив и семья дополняют друг друга и создают цельное воспитание; хотя бы в уменьшении капризов сказывается целесообразность обоюдного воспитания.

Итак, необходимо различать три типа капризов:

1-й тип — капризы бытовые;

2-й тип — капризы физические;

3-й тип  — капризы психогенные.

Капризы второго типа (физические) обычно связаны с наступившей болезнью в организме и с ликвидацией болезни исчезают; они отражаются во внешнем прояв­лении сообразно бытовым условиям, но не находятся от последних в прямой зависимости.

Капризы психогенные более стойки, так как болезнь центральной нервной системы, с которой они связаны, более стойка, и они проявляются специфично, поскольку и лежащая в их основе болезнь — специфична. Капризы бытовые не стойкие, проходящие, создаются у здорового ребенка случайно сложившейся ситуацией при наличии повышенной нервной возбудимости.

Различаясь по своим причинам, патогенезу, стойко­сти и по тому, насколько легко и быстро они поддаются лечебным и воспитательным воздействиям, капризы всех видов имеют много общих признаков.

Капризным считают ребенка, когда он то берет, то бросает игрушку, когда то идет на руки, то отказывает­ся, когда, будучи голоден, почему-то не ест, когда ста­новится разборчивым в еде, или когда становится раз­борчивым в играх, товарищах, когда он то хочет играть во дворе, то в комнате, или когда он, возвращаясь домой к вечеру с прогулки, устал, не хочет идти, упрямится, плачет. Капризным считают его, когда он голоден или хочет пить, но не говорит об этом. Капризен ребенок, когда он не хочет спать на новом месте или без обычно­го убаюкивания, или без света, к которому привык, или, наоборот, при свете, который его развлекает (доминан­ты, привычные рефлексы).

Капризен ребенок, когда он плачет, нервничает, но не говорит, что ему жарко или что озяб, что ему жмет платье или тесна обувь, когда он недомогает в начале болезни или, когда ощущает луд на теле или вокруг заднего прохода (острицы), или, когда у него запор и испражнения болезненны. Каприз­ным его считают, когда у него создается настроение под влиянием внутренних душевных переживаний. На­пример, отец удовлетворяет его желание, а мать отка­зывает, или когда при нем родители ссорятся. У него получается раздвоение, и он на это реагирует неопреде­ленно, раздвоено, не знает, какой стороны держаться, и выражает это неопределенным настроением — капри­зом. Капризен он, когда скучает по близким, хочет иг­рушку и не получает,  напуган страшными сказками, или когда он сам не знает чего хочет, ему не по себе, и он выражает это эмотивными капризами.

Итак, есть целый ряд состояний ребенка, которые взрослые недостаточно учитывают, не обращают на них внимания или не понимают их, а между тем маленький ребенок не всегда может сам дать себе отчет, а тем более высказаться взрослым. Он остается непонятым, невыслушанным, неудовлетворенным, он испытывает не­справедливость, озлобляется или выражает это неудовле­творение криком, плачем, упорством, т. е. всем тем, что квалифицируется как каприз.

Комментировать от
или
еще рекомендуем