0
253

Лень

Лень фото 1

Под ленью понимается такое поведение, кото­рое выявляется вялостью, недостаточной активностью в действиях, нежеланием работать и стремлением поскорее от нее отделаться, а иногда полным равноду­шием, независимо от благоприятных условий к действию. Лень — пассивное состояние, требующее понужде­ния для того, чтобы выйти из него (состояния). Отсут­ствие интереса к чему-нибудь в определенных условиях.

Например, отказ от учебных занятий, так как нужно прервать игру, обнаруживает, что лени в данном случае фактически нет, она замаскирована занятостью чем-то другим, отвлечением внимания и фиксированием его па чем-нибудь другом (реакция коры мозга нормальная). На последнем уроке, вследствие усталости, дети невни­мательны и теряют интерес: это также не лень, а исто­щение возбудимости, торможение моры головного мозга. Дети неохотно воспринимают урок у одного педагога и живо воспринимают у другого; это тоже не лень, а не­правильное, несоответствующее раздражение коры мозга.

Лень есть то поведение, при котором при всех благо­приятных условиях ребенок остаётся инертным, безу­частным и не выражает никакого желания к действию. От такого поведения лени нужно отличать то поведение, которое характеризуется, при сохранении интереса, ма­лой активностью в самих действиях, инертностью харак­тера, вялым темпераментом, т. е. определенным типом высшей нервной деятельности.

Лень наблюдается у детей как постоянная черта ин­теллекта, т. е. черта нервно-мозгового типа, черта высшей нервной деятельности, или как временное, преходя­щее состояние, вызванное какими-нибудь внешними или внутренними причинами.

Лень настоящая вызывается:

1) голодом, особенно при отсутствии витаминов в пище.  

2) недостаточным сном. 

3) перенесенным каким-нибудь мозговым заболе­ванием или хронической болезнью, сопровождаемой упадком питания, например, малярией, бруцеллезом или хронической интоксикацией (отравлением)— туберкулезом, пищеварительным рас­стройством и даже глистами.   

4) временным состоянием в периоде выздоровления от болезни (реконвалесценция).  

5) отравленным воздухом в помещении при плохой вентиляции; в этих случаях работоспособность падает и поведение может быть принято за лень.  

6)  утомлением в учебе при большой, сверхсильной нагрузке занятиями или качеством их (недостаточное объяснение урока не­знание языка); как реакция на это—ребенок теряет инте­рес к занятиям, что также внешне выражается призна­ком лени.     

7)  недостаточным умственным развитием, врожденным, ведущим к понижению интеллекта и кажущейся лени.

С устранением указанных или подобных причин лень, как настоящая, так и симптоматическая, замаскирован­ная, проходит.

Таким образом, лень, как и капризы, которыми она часто сопровождается, не всегда представляет собою - то поведение, каким оно кажется и каким его считают; при тщательном анализе обнаруживается настоящая причи­на такого поведения, которое квалифицируется как лень. Лень может оказаться не только результатом сре­ды и внешних условий, но и болезни. Понятно, что и борьба с ней должна быть различная, в зависимости от причины поведения. Дело врача и воспитателя — разо­браться в природе так называемого ленивого повеления и предпринять те или другие воспитательные, оздорови­тельные и лечебные меры. Неправильное распознавание, а тем более игнорирование такого состояния, усугубляет его и ведет к вредным последствиям (в учебе) и к ущер­бу для здоровья.

Механизм лени заключается в подавлении процессов возбуждения и усилении процессов торможения. Капри­зы, наблюдаемые у таких детей, создаются в результате неправильного отношения к ним со стороны взрослых.

Антипод лени, в пределах нормального поведения, это активность, повышенный интерес, настойчивость; в виде же патологического поведения противоположностью ле­ни является упорство, несуразная активность, без одно­временного обязательного повышения интереса, к тому же в сопровождении эмоций.

Лень сопровождается отказом от действия, но отказ от действия может быть и другого происхождения, со­вершенно обратного лени, а именно — от упорства, нега­тивизма. Лень, по существу, есть в большинстве случаев пассивное состояние; отказ, упорство, негативизм — сос­тояние активное. Их механизм совершенно обратный; здесь иногда процессы возбуждения или торможения приобретают тоническое состояние и тогда они придают всему поведению постоянный характер настроения. Это состояние, как и лень, имеет разное происхождение. Упорство бытовое — результат неправильного воспита­ния.

 Попустительство, непротивление ребенку — причины такого состояния; оно наблюдается у единственных де­тей в семье и, вообще, в тех случаях, когда ребенок не встречает разумного

направления в своем поведении. Упорство может быть и болезненного происхождения, при определенных болез­ненных изменениях в регуляции коры головного мозга, когда процессы торможения уменьшаются, инактивиру­ются и лишь возбуждение приобретает неограниченное влияние в поведении ребенка. Дело сводится в таких случаях к истощению коры мозга и, как следствие это­го, к большим отклонениям поведения, часто сопровож­даемым капризами.

Комментировать от
или
еще рекомендуем