0
32

Физический каприз

Физический каприз фото 1

Капризы физического происхождения представляют собою не что иное, как поведение ребенка, испытываю­щего физическое страдание, боль. Это нервный симп­том болезненного состояния организма и притом наибо­лее ранний: еще неизвестно, чем болен ребенок, но каприз уже появляется.

У ребенка с привычными капри­зами болезнь лишь случайный повод для их проявления; У ребенка без капризов, а иногда и у капризных, болевой симптом — одно из проявлений органического изменения высшей нервной деятельности под влиянием болезни. Ха­рактерно, что некоторые страдания выявляются не ясными жалобами, а исключительно нервными, капризными симптомами (кишечные колики, боли в ухе, прорезыва­ние зубов). Ребенок, особенно в раннем возрасте, мечет­ся, бросается, не спит, не находит себе места, капризен, пока не покажется зуб, не подействует желудок, не прой­дет боль в ухе.

Большинство заболеваний лишь в начале сопровож­даются капризами, и по мере развития болезни высту­пают уже другие симптомы, причем капризное состоя­ние, независимо от его сущности, может остаться или исчезнуть.

Дети, страдающие хроническими болезнями или перенесшие эти болезни, в особенности рахитики, отли­чаются капризами, которые проходят по мере выздоров­ления настолько закономерно, что по одному выравни­ванию настроения и исчезновению капризов можно судить о выздоровлении от основной болезни.

Особый характер поведения наблюдается у детей при диатезах, у детей, страдающих рахитом и особенно, изменяется поведение в начальной форме авитаминозов.

При лимфатико-гипопластической аномалии конституции, отличающейся пастозным, рыхлым видом, блед­ной, тонкой кожей, вялой, дряблой мускулатурой с легко прощупываемыми повсюду лимфатическими узлами, возбудимость центральной нервной системы понижена, приспособляемость к условиям внешней среды, как фи­зической, так и духовной несовершенна, очень ранима. Такие дети вялы, инертны, слабо реагируют на внешние раздражения. Они не жизнерадостны, условные рефлек­сы у них развиваются медленно, поэтому они в воспита­тельном отношении торпидны, несколько заторможены. Отклонения в умственном отношении протекают неза­метно. Они неохотно общаются с детьми, не участвуют в подвижных играх, не капризны, легко податливы, ус­тупчивы. В дошкольном возрасте, когда особенно выра­жен этот диатез, дети мало заметны своей относительной пассивностью, легко поддаются воспитательному воздей­ствию, но мало способны к проявлению активной дея­тельности.

Совершенную противоположность представляют дети с нейро -  артрическим диатезом, который проявляется в противоположность лимфатическому в школьном пе­риоде. Внешне дети чаще выглядят худыми, сухими, но с хорошим тургором тканей. Нервная система их отли­чается повышенной возбудимостью, которая проявляем­ся уже с первых дней их жизни крикливостью, частым плачем, плохим сном, а в старшем возрасте — экспанси­вностью, капризами, требующими к себе исключитель­ного внимания, недисциплинированностью, непостоянст­вом своих требований, агрессивностью поведения (они любят пакостить, дразнить).

В коллективе такие дети составляют предмет забот и беспокойства. Условные рефлексы у них быстро образуются, торможение, наобо­рот, наступает е трудом и запаздывает. Они преждевременно развиваются, легко воспринима­ют, но не усидчивы. Способности их повышены, но они недисциплинированны. Они страдают разными причуда­ми, особенно в области питания. У них понижен аппетит, и они не выносят определенные продукты питания, например жир (привычная рвота и т. п.). Еще одна отли­чительная черта наблюдается у таких детей — они мало чувствительны к боли; есть у них участки кожи совер­шенно нечувствительные, с другой стороны, они легко падают в обморок при виде уколов, крови. В коллективе это самая трудная группа детей. Они описаны нами дальше, в группе невропатов, истериков.

Рахит, во всех формах и фазах, дает определенные нервные проявления, выражающиеся в изменении пове­дения ребенка. Нервные явления, особенно нервно-мы­шечные, возникают еще раньше, чем костные, потому, что самый рахит фактически исходит из первичных из­менений в центральной нервной системе.

Авитаминоз всех видов, как указывалось выше, сказывается на поведении ребенка: он делается скучным, работоспособность падает, теряется интерес к окружаю­щему миру. Мы наблюдали у ребенка ясельного возрас­та при авитаминозе явную апатию: он перестал играть с детьми, перестал есть и настолько потерял интерес к окружающим и чувствительность, что совершенно пере­стал реагировать на обращение к нему, щипки и т. п. Кроме того, он впал в состояние кататонии: оставался надолго в том положении, даже самом неестественном, которое придали его телу (с поднятой рукой, согнутым туловищем и т. п.).

Комментировать от
или
еще рекомендуем