38
44

Мама - это первая Вселенная ребенка!

 


Родить ребенка, воспитать его и открыть заложенные таланты – это великий труд и великая любовь обоих родителей. Если вы, отметив день рождения своему 3-летнему малышу, подумаете: «А не пора ли заняться развитием его способностей?», то знайте, что вы опоздали не меньше чем на 3 года и 9 месяцев. Вся педагогическая наука вместе с огромной армией родителей обеспокоены вопросом, когда и как развивать и раскрывать детские способности. Но мало кто из взрослых обеспокоен вопросом о том, как не лишить детей этих самых способностей. Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, я предлагаю вам «окунуться» в жизнь ребенка, предшествующую его рождению.

Современная медицинская наука недавно открыла для себя факт (на самом деле старый, как мир), что мама – это и первая Вселенная ребенка, и посредник между ребенком и внешним миром. Маленький человек еще не воспринимает наш мир напрямую, однако непрерывно улавливает ощущения, чувства, мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Эти ощущения определенным образом «окрашивают» будущую личность еще не родившегося человека.

Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Несмотря на особенности культурных традиций, можно выделить нечто общее в отношении к беременности у совершенно разных народов. Так, более тысячи лет назад в Китае существовали перинатальные «клиники», где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали целый свод законов для матерей, супружеских пар и общества. Эти строгие законы охраняли ребенка, обеспечивая ему наилучшие условия для жизни и развития. А в древней Индии беременная женщина считалась благословенной и неприкосновенной. Ей предписывались занятия искусствами, созерцание природы, цветов. Рекомендовалось употреблять только вкусную пищу, желательно фрукты, овощи, злаки. Все это надлежало красиво приготовить и освятить в храме. В православной Руси весь период беременности и кормления грудью женщина также являлась неприкосновенной. Считалось, что поскольку таинство зачатия уже совершенно, то интимные отношения после него неестественны. В этот период женщину окружали особой заботой родственники и старшие дети.

Обратившись к источникам древней письменности, мы увидим, что к ребенку не относились как к ничего не понимающему, примитивному существу по сравнению со взрослым человеком. Наоборот, прослеживается очень уважительное и трепетное отношение к младенцу. В древних текстах в образной мифологической форме описывается путь, который проходит ребенок от зачатия до рождения, подчеркивается, что этот путь является огромным опытом; утверждается, что новорожденный младенец ничуть не отличается от взрослых людей по своей способности осознавать все происходящее, только осознает он это иным образом.

Изображение на иконах Богоматери с младенцем, окруженным золотым сиянием, символизирует детскую безгрешность. Крещение у христиан в раннем детстве предполагает отношение взрослых к ребенку как к равному перед Богом. Исстари взрослые понимали, что для детей важны не только нормальные физиологические условия, но и богатая духовная жизнь.

Современное общество, к сожалению, забыло о том, как относились к матери и ребенку в давние времена. Этому способствовало повальное увлечение западной психологией, отталкивающейся от учения Фрейда. Хотя психология и признает важность первых лет жизни в формировании личности человека, но тем не менее рассматривает сознание новорожденного ребенка как «чистый лист бумаги», на который только с рождением начинают наноситься «первые записи». Это величайшее заблуждение.

В результате изучение беременности, родов и самих новорожденных стало сводиться к изучению физиологических процессов, протекающих в данные периоды. В конце концов, это привело к тому, что перинатальный период был полностью монополизирован медициной. А для медицины эмоции, чувства и взаимоотношения между еще не родившимся ребенком и родителями не являются важными и поэтому во внимание не принимаются.

С психологической точки зрения, вопросом нашего времени стало то, что к беременной женщине медики стали относиться как к больной. То есть раз забеременела – значит, уже «больная», надо обследовать и лечить. Постоянное наблюдение и контроль, конечно, необходимы, но часто они происходят в такой форме, что многие беременные не чувствуют себя «полноценными» женщинами. К тому же из-за страха перед инфекцией рождение детей «перекочевало» из семейного круга в больницу. Но и совсем плохо, когда ребенка отрывают от матери сразу после рождения, то есть именно в те минуты, когда он особенно остро в ней нуждается.

Как же живет и чувствует ребенок, еще не родившийся на свет?

1-й день: Жизнь человека начинается с момента зачатия. В этот момент определяются его пол, цвет глаз, волос, кожи, высокий или низкий рост, состояние здоровья, в частности, предрасположенность к некоторым заболеваниям.

18-й день: Начинает биться сердце, формирует мозг.

6 недель: Образуется скелет. Уже работают почки, печень, сердце, фиксируются мозговые импульсы.

10 недель: Работают все органы. Сформировались ручки и ножки. Ребенок глотает, переваривает и выделяет. Он очень чувствителен к боли, отворачивается от неприятных прикосновений и реагирует на шум. Дальнейшее развитие ребенка состоит в росте и созревании.
11,5 недель: Впервые проявляется хватательный рефлекс, так хорошо развитый у новорожденных.
12 недель: Ребенок способен совершать различные движения, он поворачивает головку, подгибает ножки, сжимает кулачок, зевает, сосет пальчик, ощущает эмоциональное состояние матери и реагирует на него. Длина маленького человека около 9 см.

17 недель: Малютка хмурит бровки.

28 недель: Ребенок по-разному реагирует на вкусовые ощущения: недовольно кривится от соленого и горького и выражает удовольствие от сладкого.

30 недель: Наблюдается смена ритмов головного мозга, характерных для сна и бодрствования. То есть ребенок засыпает и просыпается.

40 недель: Ребенок рождается после 9 месяцев жизни в лоне матери.


Главные факторы риска. Как следует из их названия, главные факторы риска оказывают сильное влияние на весь ход внутриутробного развития. Ученые выделяют три главных фактора риска: питание, стресс и возраст матери.

Питание. Единственный источник питания развивающегося ребенка – это его мать, и потому сбалансированная диета, включающая продукты пяти основных пищевых групп, жизненно необходима. Для обеспечения нормального внутриутробного развития ребенка большинству женщин в период беременности необходимо повысить потребление калорий на 10-20%. Если беременная женщина неправильно питается, ребенок может родиться недоношенным и слабым. Неадекватное питание в последние месяцы беременности особенно влияет на нервную систему ребенка, так как в это время активно развивается головной мозг. И наконец, дети, не получающие достаточного питания, больше подвержены болезням.

Стресс.Влияет ли настроение женщины на зиготу, эмбрион или плод внутри нее? Если ничто не омрачало жизнь женщины во время беременности, возрастают ли шансы того, что у нее родится веселый и жизнерадостный ребенок? Если женщина во время беременности много работает и устает, будет ли ее ребенок нервным и раздражительным? Эти вопросы касаются воздействия на внутриутробное развитие хронического стресса, который относится к физическим и психологическим реакциям человека на несущие в себе угрозу и вызов жизненные ситуации. Сильный стресс может повредить внутриутробному развитию несколькими путями. Во-первых, когда беременная женщина испытывает стресс, в ее организме вырабатываются гормоны, которые сокращают поступление кислорода к плоду, одновременно повышая частоту его сердечных сокращений и уровень активности. Во-вторых, стресс может ослабить иммунную систему женщины, делая ее более уязвимой к заболеванию, которое, в свою очередь, может причинить вред развитию плода. В-третьих, беременные женщины в состоянии стресса чаще курят или пьют, меньше отдыхают, меньше занимаются гимнастикой и хуже питаются. Такое поведение представляет угрозу для нормального течения беременности.

Возраст материнства.Традиционно считается, что лучший возраст вынашивания ребенка – от 20 до 30 лет. Считается, что женщина моложе 20 или старше 30 хуже переносит тяготы беременности. Действительно ли возраст «слегка за 20» так важен для успешной беременности? Попробуем ответить на этот вопрос по отдельности для женщин младше и старше этого благоприятствующего возраста. Женщины моложе 20 лет чаще имеют проблемы во время беременности и родов. Это происходит в значительной степени из-за того, что эти юные женщины обычно более беспечны, не обращаются за консультацией и не получают должного медицинского обслуживания.

Итак, в целом пренатальное развитие вероятнее всего проходит нормально, когда женщины здоровы, правильно питаются, получают хорошее медицинское обслуживание и в их жизни нет хронического стресса. Но даже в таких оптимальных условиях пренатальное развитие, как мы увидим в следующем разделе, может нарушиться.

Большинство новорожденных хорошо подготовлены к тому, чтобы начать взаимодействовать с окружающим миром. Новорожденный наделен числом рефлексов, врожденных реакций, которые запускаются определенными раздражителями.

Основные рефлексы новорожденного ребенка


Название

Ответная реакция

Значение

Рефлекс Бабинского

Пальцы ноги развертываются веером, когда подошвенную поверхность ступни поглаживают в направлении от пятки к пальцам

Неизвестно

Мигательный рефлекс

Глаза ребенка закрываются в ответ на яркую вспышку света или громкий звук

Защита глаз

Рефлекс Моро

В ответ на громкий шум или когда голова ребенка теряет опору, его руки, полусогнутые в локтях, разводятся, а пальцы сжимаются в кулачки (как если бы он хотел кого-то или что-то обхватить)

Возможно, помогает ребенку цепляться за мать

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивает голову в направлении раздражителя и открывает рот

Помогает ребенку найти сосок

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни в твердую поверхность и перемещая туловище вперед, он начинает ритмично переступать ногами

Предшественник произвольной ходьбы

Сосательный рефлекс

Ребенок сосет предмет, оказавшийся у него во рту

Дает возможность питаться

«Рефлекс бегства»

Ребенок сгибает вытянутую ногу в колене в ответ на укол подошвы острым предметом

Защищает от неприятных раздражителей

Хватательный рефлекс (ладонный)

Ребенок сжимает предмет, помещенный в его ладонь

Предшественник произвольной ходьбы

Некоторые рефлексы обеспечивают новорожденному доступ к пище, необходимой для роста: сосательный рефлекс и рефлекс «поиска груди» говорят о том, что ребенок подготовлен к питанию материнским молоком. Другие рефлексы защищают его от опасных воздействий окружающей среды. Мигательный рефлекс и «рефлекс бегства» помогает новорожденному избегать неприятной стимуляции. Другие рефлексы служат основой для более широких, произвольных моделей двигательной активности. Например, рефлекс шагания выглядит как предшественник самостоятельной ходьбы, и действительно, мы увидим, что упражняющие этот рефлекс дети раньше выучиваются ходить. Рефлексы, кроме того, показывают, нормально или нет функционирует нервная система ребенка. Например, дети с поврежденным седалищным нервом, который располагается в спинном мозге, не демонстрируют «рефлекс бегства», а дети, имеющие нарушения в нижнем отделе позвоночника, не обнаруживают рефлекса Бабинского. Если эти или другие рефлексы ослаблены или полностью отсутствуют, требуется тщательное обследование физического состояния и поведения новорожденного.

Материнство – самый важный и значительный этап в жизни каждой женщины. Материнские чувства проявляются уже в раннем детстве, когда девочки играют в куклы и поют песни как мамы своему ребенку. И вот в вашей семье появился новый человечек! Теперь Вам есть кому посвятить свою любовь, заботу, терпение и мудрость. Особое внимание хочется отвести будущим папам. Дорогие папы, вы не представляете на сколько Вы важны и нужны не только своей супруге, но и вашему малышу. Выше должности отца нет ничего, и никакая работа не может сравниться с открытым, наполненным любовью, взглядом вашего ребенка. Откройте в себе чувства на встречу с ребенком, наслаждайтесь этим состоянием – ведь ваш ребенок это продолжение вас!

Комментировать от
или
  • Действительно. у меня сейчас 30 недель, я уже вижу, что у моей ляльки свой режим.
     

    • Особенно меня умилило, что в 17 недель малютка хмурит бровки.

      • Как же я хочу еще разок побывать беременной и родить малыша.

        • ))) так может стоить начать за третьим идти то?)))))

        • Юля, так пошла бы уже, но вот только не от кого мне рожать. С мужем я развелась, живу одна, это и есть главная проблема в осуществлении моей мечты.

        • хм... тогда сначла надо найти хорошего папу))как говорит одна моя знакомая))))

        • Да, надо найти, только вот где они ходят эти хорошие папы?

        • где то должны ходить..может не там ищем?...надо поменять тактику поиска))

        • Да я особо и не ищу, никуда не хожу, сижу дома, наверное, жду, когда же принц придет ко мне домой.)))

        • ))))на белом коне и с короной на голове)))))))а что..может  и предет)))

        • Ага. Меня тоже все подруги ругают, что я не делаю никаких попыток, но что мне нужно делать?

        • а пока сама не захочешь. ничего и не нужно делать)))) если нехотя или через силу начнешь, то результат не тот будет)))

        • Как кто-то сказал, что хорошие папы сидят у себя дома на диване и смотрят телевизор), поэтому его очень тяжело найти)

        • Да, хорошего папу очень трудно найти, особенно если не прилагать к этому особых усилий.

        • А я честно говоря не знаю, как прилагать эти усилия? В дом ведь не будешь всех тянуть, кто кажется нормальным, там ведь дети.

        • Меня тоже это удивляет, когда меня подруги начинают ругать, что я ничего не делаю. Но что я должна делать? Мне это непонятно.

        • Знаешь, как говорят, "Судьба прийдет и на печи найдет". Я так считаю. Не по барам же ходить.

        • Ага и не в интернатах знакомится - это совсем не по мне. А вообще уже плохо представляю, где же можно найти того единственного и неповторимого.

      • Я во время беременности наслаждалась каждой минутой, так было приятно оосзнавать, что внутри тебя растет жизнь))

        • да это просто такое волшебное чувство,особенно когда испытываешь это впервые!!

        • А я наоборот - много нервничала. Может быть поэтому у меня такой шилопоп растет.

        • Я тоже вспоминаю свои беременности две с такими нежными чувствами!

        • Наверное первая беременность запоминается больше всего)

        • Может быть. Хотя у меня и без того тоже неугомонный ребенок)))

        • Ну мне кажется - еще от характера мамы и папы зависит - веь ребенок копирует поведение взрослых.

        • Ну мой точно не мое поведение копирует, скорей всего знает какой у него папа, хотя рядом его нету)

        • А я заметила, что меня он очень часто повторяет - теперь стараюсь контролировать что делаю и говорю)

        • у меня племянница просто схватывает все слова на лету, так теперь прежде чем сказать что-то, лучше хорошенько подумать)

        • У нас почему-то только выборочно запоминает - причем плохие)))

        • Плохое наверное все детки любят, такое чувство, что эти слова им легче запомнить)

        • Да уж, запомнить-то легко, а овт потом как отучить......?))

        • да наверно пока не с чем сравнить,но думаю как будет второй то проверю))))

        • Да, я тоже хочу проверить...хотя скорей всего просто хочу еще одного ребенка)))

        • да я вот тоже очень хочу вторго ребенка!!а сколько твоему первому ребенку?

        • Моему только 1, 6 года...второго хочу, но через несколько лет....пусть хоть этот подрастет)

        • да маленький еще,моей 3.5 уже,второго можно но как подумаюч то все заново)

           

        • Но  уже знаем как и что, должно быть легче и проще)

        • да если первый ребенок немного подрастет,то тогда легче будет!!!

      еще рекомендуем