Я здесь:

Нервный стресс

Нервный стресс – это реакция высшей центральной нервной системы на различного рода сильные и/или постоянные психические, эмоциональные или интеллектуальные раздражители.
 

Причины нервных срывов

- Расставание с родителем или значимым человеком или его смерть.
- Резкое изменение режима дня. Особенно актуально для грудничков.
- Расставание с любимым домашним животным или его смерть.
- Насилие любого рода.
- Катастрофы и страшные, шокирующие сцены, которые могут произойти на глазах ребенка, в том числе телепередачи и фильмы.
- Первое столкновение с социальной средой. Это может быть садик или школа, если ребёнок до этого не посещал их.
- Конфликты со сверстниками или воспитателями (учителями).
- Психологическое давление старших (родителей, детей, сестёр, братьев, учителей и так далее).
- Семейные конфликты (ссоры родителей, развод и прочее).
- Появление второго ребёнка в семье (если он первый ребёнок).
- Детские страхи. Здесь надо отметить, что сами по себе детские страхи не вызывают стрессов. Стресс возникает при столкновении один на один со своим страхом. Например, когда ребёнок боится темноты, а родители заставляют его одного спать в тёмной комнате.
- Переезд на новое, незнакомое место.
- Неудачи в учёбе или получении каких-то навыков.
- Постоянные упрёки со стороны учителей, родителей и прочих значимых для ребёнка людей старшего поколения.
- Сильное умственное перенапряжение, например, при подготовке к экзаменам.
- Испуг.

Симптомы нервного стресса

Нервный стресс может иметь самые разные симптомы.
- Плаксивость, раздражительность, чуткий сон, лёгкая пугливость.
- Агрессия, эгоизм, эгоцентризм, склонность к нанесению себе и/или другим физической или психической боли.
- Замкнутость, эмоциональная инфантильность, сонливость.
- Заикание, развитие дефектов речи или неспособность говорить. Последнее бывает кратковременным и может появляться при волнении, переживании или страхе. Иногда временная немота может продлиться до нескольких дней и ещё реже – недель.
- Непроизвольное движение каких-то групп мышц – нервный тик. Чаще всего нервный тик проявляется в непроизвольном смаргивании или подёргивании мышц лица.
- Непроизвольные, постоянно повторяющиеся действия (покачивания, наматывание волос на палец, непроизвольные движения пальцами и так далее).
- Истерика вплоть до судорожных припадков или обмороков.
- Избирательная амнезия: ребёнок забывает фактор, который вызвал стресс.
- Частые головные боли, ночные кошмары, быстрая утомляемость, боли в области сердца, чувство удушья, потеря аппетита, рвота без особых причин, внезапное поднятие температуры.
 

Диагностика нервного стресса

Диагностировать нервный стресс у ребёнка достаточно трудно, если не учитывать яркие симптомы (заикание или нервный тик). Это связано с тем, что очень часто взрослые воспринимают симптомы стресса как плохое воспитание и поведение детей или детский террор – один из способов, которым ребёнок старается воздействовать на родителей. Даже временная немота часто воспринимается взрослыми как упрямство со стороны ребёнка. Диагноз ставится специалистом после общения с ребёнком и проведения с ним ряда психологических тестов. Возможно неоднократное тестирование.
 

Лечение нервных стрессов

Лечение комплексное, осуществляется только под руководством специалиста. Обязательно следует устранить причину, вызвавшую стресс. В тяжёлых случаях может быть назначена медикаментозная терапия. По усмотрению врача могут быть прописаны препараты противотревожного действия, лёгкие седативные лекарства, чаще травы (настойка валерианы, пустырника и т. д.), ноотропные препараты, улучшающие обменные процессы в мозге.
Хорошо помогают физиопроцедуры: электросон, массаж воротниковой зоны, хвойные ванны и так далее. Назначается рациональная витаминотерапия и общеукрепляющая терапия, строгое соблюдение режима питания, сна и бодрствования. Проводится психокоррекция, иногда не только детей, но и родителей.
 

Профилактика психических стрессов

Обеспечить ребёнку условия для нормального, здорового развития. Необходимо в достаточной мере уделять ему время. Объяснять всё, что происходит вокруг. Готовить к садику и школе. Следить за соблюдением рационального режима сна и бодрствования. Обеспечить правильное, здоровое питание. Закаливать организм. Не пугать и не запугивать, не давить на ребёнка своим авторитетом. Следует прислушиваться к своим детям и уметь вовремя обнаружить неблагоприятную обстановку в садике, школе или обществе, где живёт и общается ребёнок. Не допускать просмотра шокирующих передач, фильмов и сцен. Решать все свои взрослые проблемы подальше от ребёнка.